Образец приказа на премию к 8 марта

Dec 17, 2017
  • 2017

Когда учет премий требует особой осторожности

Чем поможет эта статья: В этой статье вы найдете рекомендации для ситуаций с премиями, которые чаще всего вызывают сомнения у бухгалтеров.

Премия предусмотрена не трудовым договором, а другим документом

Если ваша компания на «упрощенке»

Для компаний на упрощенной системе правила налогового учета расходов на оплату труда, то есть в том числе и премий, точно такие же, как и для компаний на общем режиме. А вот расчет пенсионных взносов с этих выплат имеет свои особенности (см. ниже).

Из статьи 255 Налогового кодекса РФ следует, что в расходах на оплату труда признаются любые премии, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами. Не учитываются только премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений (п. 22 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Однако в письме Минфина России от 5 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/81 специалисты этого ведомства указывают: вознаграждения работникам учитываются для целей налогообложения, если они предусмотрены именно трудовыми договорами. В частности, только лишь норм коллективного договора тут недостаточно. При этом чиновники ссылаются на пункт 21 статьи 270 Налогового кодекса РФ: там сказано, что при расчете налога на прибыль нельзя учесть выплаты, о которых ничего не сказано в трудовом соглашении. То есть, если те или иные вознаграждения прописаны в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте, в трудовом договоре обязательно должна быть ссылка на эти бумаги.

Так что если для компании важно уменьшить налоговую прибыль, лучше выполнить пожелание инспекторов и прописать полагающиеся работникам вознаграждения в трудовом договоре (заключать коллективный договор компания не обязана). А еще проще - прописать порядок премирования в специальном документе (например, в положении о премировании), а в трудовом договоре сделать на этот документ ссылку.

Справедливости ради заметим, что, даже если в трудовых договорах оговорки о премиях нет, у компании есть шанс отстоять включение премий в расходы.

Ведь в статье 255 Налогового кодекса РФ четко сказано, что выплаты можно учесть, если они предусмотрены «трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами». Буквально из этого следует, что достаточно упомянуть их в любом из этих двух документов. И тут должно применяться именно это положение кодекса, независимо от того, что написано в пункте 21 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Отметим в этой связи постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 января 2008 г. № А05-12892/2006. Премии были предусмотрены коллективным договором, положениями о премировании и об оплате труда и выплачены на основании приказа руководителя. По мнению суда, этих документов вполне достаточно, чтобы учесть премии при расчете налога на прибыль. Причем Высший арбитражный суд РФ своим определением от 3 июня 2008 г. № 6669/08 отказал налоговикам в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

Если премия оформлена только приказом, включать ее в налоговые расходы крайне небезопасно.

Но если премия оформлена только приказом директора и никаких оговорок на этот счет нет ни в трудовом, ни в коллективном договоре, включать ее в налоговые расходы крайне небезопасно. Всему виной все тот же пункт 21 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Напомним: в нем сказано, что не учитываются при расчете налога на прибыль любые виды вознаграждений, выплата которых не предусмотрена трудовыми договорами или контрактами.

Все сказанное выше в отношении налога на прибыль в полной мере справедливо и для «упрощенки». Правила налогового учета расходов на оплату труда, в том числе и премий, при упрощенной системе точно такие же, как и для компаний на общем режиме (подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). А вот что касается взносов в Пенсионный фонд (ЕСН, как известно, компании на упрощенной системе не платят), то тут другая ситуация. Начислять взносы на премию нужно независимо от того, включена она в расходы или нет. Такова позиция Минфина России (см. письмо от 9 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/63).

Аргумент выдвигается простой: компании на упрощенной системе налог на прибыль не платят в принципе. А раз так, то им нельзя применять норму, позволяющую не платить ЕСН (а следовательно, и взносы в Пенсионный фонд) с тех выплат, которые не включены в налоговые расходы (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ). Причем свою точку зрения чиновники не поменяли, даже несмотря на постановление Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2005 г. № 14324/04. Поэтому доказать свое право не платить пенсионные взносы можно, но, к сожалению, только в суде.

Обратите внимание: в следующем году начислять страховые взносы, которые придут на смену ЕСН, возможно, придется независимо от того, учтена ли премия при расчете налога на прибыль или нет. По крайней мере такой вывод следует из статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Официальных разъяснений на этот счет пока нет.

Премия выплачена к праздничной дате

По мнению Минфина России, премии к праздничным датам не признаются стимулирующими, поскольку не связаны с производственной деятельностью.

Премии к 23 февраля и 8 Марта, к Новому году или на день рождения, по случаю свадьбы или рождения малыша - по мнению Минфина России, такие выплаты не признаются стимулирующими, поскольку не связаны с производственной деятельностью. Поэтому учесть их в качестве налоговых расходов не получится даже в том случае, если они предусмотрены в трудовых договорах с сотрудниками. Именно так сказано в письме Минфина России от 16 ноября 2007 г. № 03-04-06-02/208. Соответственно, на такие премии пока не нужно и начислять ЕСН. А вот со следующего года на них придется начислять страховые взносы.

Доказать, что подобные премии все же включаются в налоговые расходы, можно, но только в судебном порядке. Арбитражная практика в целом складывается в пользу того, что подобные премии учитываются при расчете налога на прибыль, если они прописаны в трудовых или коллективном договорах.

Приведем в качестве примера постановление ФАС Московского округа от 17 июня 2009 г. № КА-А40/4234-09. Премии по случаю юбилеев и праздников (например, к 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая, а также на 50-, 55- и 60-летие) были прописаны в положении о порядке оплаты труда. А этот документ в свою очередь являлся приложением к коллективному договору. Поэтому суд решил, что такие премии носят стимулирующий характер: работник учитывает возможность их получения, когда заключает трудовой договор. А раз так, компания справедливо учла эти премии в налоговых расходах.

В другом решении судьи посчитали, что премии к профессиональному празднику - Дню шахтера - также можно учесть при расчете налога на прибыль (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 января 2008 г. № Ф04-222/2008(688-А27-37), № Ф04-222/2008(741-А27-37)).

Премия выплачена в первый же день работы

Случается, что в первый же день работы сотруднику выплачиваются так называемые подъемные. То есть единовременная сумма, основной смысл которой - простимулировать сотрудника к смене работодателя.

По мнению чиновников, такая премия в налоговые расходы включена быть не может (письмо Минфина России от 16 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/246). Ведь при расчете налога на прибыль учитываются только премии, начисленные по итогам работы сотрудника в данной организации. Здесь же вознаграждение выплачивается еще до начала трудовой деятельности работника в конкретной компании. А такой расход, по мнению чиновников, экономически неоправдан.

В принципе, компания может попытаться опровергнуть эту точку зрения, доказав, что данный сотрудник должен значительно увеличить кадровый потенциал организации. И потому выплата ему подъемных за смену работодателя - это экономически оправданный расход. Но арбитражной практики по этому вопросу пока не сложилось, прогнозировать решение суда сложно.

Премия оформлена как материальная помощь

Важная деталь

В настоящее время инспекторы любую матпомощь из расчета налога на прибыль исключают.

В некоторых компаниях принято выплачивать материальную помощь всем и регулярно, например к отпуску. По сути, несмотря на название, эта выплата связана с трудовой деятельностью работников и является скрытой премией. Но в настоящее время проверяющие подходят к таким выплатам сугубо формально. Если это материальная помощь, значит, учитывать ее при расчете налога на прибыль нет никаких оснований (п. 23 ст. 270 Налогового кодекса РФ). И не важно при этом, что материальная премия выплачивается к отпуску (письмо Минфина России от 7 октября 2009 г. № 03-04-06-02/78). Поэтому в настоящее время целесообразно придерживаться именно этой точки зрения. Помимо того что она абсолютно безопасна, вы еще сможете сэкономить на ЕСН, который на матпомощь не начисляется в принципе. Однако взносами, которые заменят названный налог, с года не будет облагаться только матпомощь в пределах 4000 руб. в год на одного человека (подп. 11 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Поэтому, если выплата превышает этот размер, то оформлять ее как материальную помощь будет для компании невыгодно.

Но предположим, что материальную помощь к отпуску вы включали в налоговые расходы и при проверке инспекторы их сняли. Подобные решения компаниям, которые готовы судиться, удается оспорить. В ряде случаев материальная помощь к отпуску признается судьями вознаграждением за труд. Тем более если выплата матпомощи прописана в коллективном или трудовых договорах.

Выделим постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 июля 2008 г. № А05-6193/2007. В компании материальная помощь была предусмотрена коллективным договором и выплачивалась на основании приказа уходящим в отпуск работникам, которые не нарушали трудовую дисциплину. В итоге судьи посчитали, что такая материальная помощь должна включаться в налоговые расходы и, как следствие, облагаться ЕСН.

Другое дело, что такого спора легко избежать даже в том случае, если компания хочет выплаты к отпуску учесть при расчете налога на прибыль. Для этого их надо назвать не матпомощью, а премиями. Ведь они по сути таковыми и являются, тогда как матпомощь имеет прежде всего социальную направленность. Ну и, разумеется, такие премии надо упомянуть в трудовых договорах с сотрудниками.

Главное,о чем важно помнить

1. Чтобы избежать трений с инспекторами, не забывайте прописывать премии в трудовых договорах с сотрудниками.

2. Любая материальная помощь, пусть даже к отпуску, при расчете налога на прибыль не учитывается. Таково мнение контролеров.

Премии к профессиональным праздникам

"Зарплата", 2008, N 8

Премии к профессиональным праздникам

Всевозможные поощрения работников, особенно премирование к праздникам, благоприятно влияют на атмосферу в коллективе, так как позволяют сотрудникам почувствовать заботу и внимание работодателя. Сегодня мы поговорим о назначении премий к профессиональным праздникам, их налогообложении и бухгалтерском учете.

Работодатели, внимательно относящиеся к своим работникам, поощряют их не только за производственные достижения, но и стараются порадовать, например, к профессиональному празднику.

Порядок и условия выплаты премий производственного и непроизводственного характера можно установить в коллективных договорах <1>, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 191 ТК РФ).

<1> Подробно о том, как оформить коллективный договор, читайте в статьях "Составляем и заключаем коллективный договор" и "Коллективный договор и налоги" // Зарплата, 2008, N N 4 и 5. - Примеч. ред.

Одним из таких документов является положение о премировании <2>. Оно может быть как самостоятельным локальным нормативным актом организации, так и приложением к коллективному договору. В нем допустимо установить любые премии, в том числе к профессиональным праздникам.

<2> О том, как грамотно составить этот документ, читайте в статье "Составляем положение о премировании" // Зарплата, 2007, N 6. - Примеч. ред.

Кого будем поздравлять

Указом Президента РФ от 20.01.2000 N 84 утверждены Правила установления профессиональных праздников и памятных дат. В п. 2 Правил сказано, что профессиональный праздник может быть учрежден соответствующим Указом Президента РФ. Некоторые праздники и памятные даты установлены еще в советский период Президиумом Верховного Совета СССР и не потеряли своего статуса (см. табл. 1 на с. 21).

Таблица 1. Профессиональные праздники и памятные даты,

установленные в соответствии с действующими на территории

Российской Федерации нормативными правовыми актами

О стимулирующих выплатах работникам

Этот материал - отрывок литературно обработанной стенограммы семинара «Оплата труда: право, учет, налоги» (лектор - Е.В.Воробьева), который был проведен издательством «Главная книга».

В Древнем Риме стимулом называлась палка, которой погоняли скот, а иногда били рабов, заставляя их трудиться. В наши дни работников уже никто не бьет, а применяют "метод пряника", исходя из того, что человек будет работать больше и лучше, если установить для него стимулирующие выплаты.

Какие бывают стимулирующие выплаты? Их огромное множество. Например, можно установить доплату работнику за руководство бригадой или за работу со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Этим работодатель как бы говорит работнику: "Я понимаю, что на тебя ложится более высокая ответственность и работа усложняется, поэтому и платить тебе я буду больше". Хотя, конечно, самые известные и широко практикуемые стимулирующие выплаты - это премии.

К сожалению, некоторые работодатели и бухгалтеры до сих пор полагают, что стимулирующими можно считать какие угодно премии, лишь бы они были закреплены в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте. Бывают премии ко дню рождения, ко Дню города, к юбилею организации. Встречаются премии за активную общественную работу и за добросовестный труд. И работодатель искренне считает, что все эти премии работником заработаны и их можно и даже нужно включать в налоговые расходы.

Ведь он прочитал в НК РФ, что в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам, предусмотренные законодательством, трудовыми и коллективными договорами.

А на самом деле он упускает из виду, что к расходам на оплату труда можно отнести не любые выплаты, указанные в трудовом договоре, а выплаты именно и только за работу, выполняемую в рамках трудового договора. Ведь система оплаты труда - это выплаты именно за труд.

Поэтому я всегда говорю своим слушателям: читая нормы законодательства, нельзя пропускать слова, даже если они показались вам непринципиальными. Иначе можно совершить ошибку.

Итак, премии делятся на стимулирующие и поощрительные. В чем между ними различие? До внесения в Трудовой кодекс поправок, вступивших в силу с 6 октября 2006 года, ответить на этот вопрос было проще. Потому что согласно статье 129 ТК РФ к заработной плате относились выплаты только стимулирующего характера. А поощрительные премии упоминались лишь в 191-й статье Трудового кодекса, в главе 30 ТК РФ "Дисциплина труда".

И тогда было понятно, что такими премиями работодатель поощряет самых дисциплинированных работников за соблюдение требований внутреннего трудового распорядка. То есть такими премиями непосредственно труд работника не оплачивался.

После внесения поправок эта грань стала размытой, потому что в ныне действующей редакции статьи 129 ТК РФ к стимулирующим отнесены, в числе прочих, и иные поощрительные выплаты.

Давайте попробуем разобраться, в каких случаях премии будут стимулирующими, а в каких - поощрительными.

Заработная плата - это вознаграждение за труд. Значит, любая выплата, представляющая собой часть заработной платы, в свою очередь, тоже должна быть вознаграждением за труд. Уже само слово "вознаграждение" (кстати, однокоренное со словом "награда") предполагает, что для его получения должен быть совершен некий поступок. Нельзя наградить того, кто ничего не сделал. Поэтому стимулирующая премия обязательно должна назначаться за какой-то трудовой показатель. А конкретные виды трудовых показателей, за которые награждаются работники, каждый работодатель выбирает в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Например, шахтера можно премировать за превышение норм добычи угля, продавца можно наградить за качество обслуживания покупателей и увеличение продаж.

Значит, чтобы признать стимулирующую выплату в расходах для целей налогообложения прибыли, надо, чтобы она:

- была указана в трудовом договоре с работником;

- производилась за труд.

А как же тогда выплачиваемые во многих организациях премии к 8 Марта, профессиональному празднику или по случаю дня рождения работника? Эти премии работнику выплачивают к праздничной дате независимо от качества его работы, то есть это премии не за трудовые свершения. Значит, такие премии не могут быть стимулирующими. Это выплаты социального характера, которые не признаются налоговыми расходами. И об этом неоднократно писали и Минфин, и налоговики.

Однако есть еще и такая проблема - как квалифицировать премии за выполнение срочной или особо важной работы вне должностных обязанностей работника?

В одном очень интересном, на мой взгляд, Письме Федеральной службы по труду и занятости сказано, что такие премии не входят в систему оплаты труда. Многих бухгалтеров это ставит в тупик. Ведь выплаты за работу уж точно должны быть заработной платой. А в Письме сказано, что эти премии производятся вне системы оплаты труда. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к определению трудового договора в ТК РФ. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником. К числу обязательных условий трудового договора относятся, в частности:

- трудовая функция работника, то есть перечень тех обязанностей, которые он должен выполнять;

- размер платы за выполнение этих обязанностей.

Если предположить, что срочная работа выполнена в рамках обязанностей работника, установленных трудовым договором, то оснований для выплаты ему премии просто не будет - работник выполнил обычную работу (пусть даже быстрее, чем мог бы), за которую ему будет начислена обычная заработная плата.

Таким образом, единственным основанием для дополнительной премиальной выплаты будет являться то, что работник выполнил дополнительную, сверх производимой обычно, работу. Но если срочная работа была выполнена вне должностных обязанностей, значит, она не была предусмотрена в трудовом договоре. Поэтому она и вне системы оплаты труда. И в налоговых расходах учитываться не может. Ведь любые вознаграждения работнику, помимо указанных в трудовом договоре, не признаются в расходах.

Например, бухгалтера просят оформить регистрацию прав на недвижимость. Согласитесь, в обязанности бухгалтера это не входит.

Кстати, Трудовой кодекс запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме оговоренных в законодательстве случаев. Таких, например, как ситуации, которые связаны с обеспечением обороноспособности страны, ликвидацией аварий, стихийных бедствий, катастроф и тому подобным.

Так что привлечение работника к такой дополнительной срочной работе - это еще и нарушение трудового законодательства.

Выход только один. Если работодатель хочет поручить работнику какую-нибудь срочную или особо важную работу, не входящую в его трудовые функции, то необходимо заключить отдельное соглашение к трудовому договору. В нем надо указать, что должен сделать работник сверх своих обычных обязанностей и что он за это получит помимо своей обычной заработной платы. Тогда это будет уже выплата, входящая в систему оплаты труда и уменьшающая базу по налогу на прибыль.

Очевидно, что в дополнительном соглашении к трудовому договору можно установить не только вид поручаемой работнику работы и порядок вознаграждения за ее выполнение, но и срок действия этого соглашения и любые другие условия.

Кстати, обратите внимание, до года существовала такая зависимость - выплаты, не признаваемые расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, не облагались ЕСН.

Поэтому многие работодатели специально старались сформулировать основание для выплаты премии таким образом, чтобы премия воспринималась как выплата, носящая непроизводственный характер. Тем самым они уходили от обложения этой выплаты ЕСН.

С года ситуация поменялась "с точностью до наоборот". Законодатель предусмотрел в Законе N 212-ФЗ, что под обложение взносами теперь подпадает любая премия, в том числе и не связанная с производством, например к 8 Марта. Ведь нормы, аналогичной пункту 3 статьи 236 НК РФ, в Законе N 212-ФЗ нет.

А признавать расходами в налоговом учете по-прежнему можно только премии, входящие в систему оплаты труда. То есть выплаты за труд, непосредственно связанные с выполнением конкретного объема работ.

Кстати, типичная ошибка при назначении премий - указывая в приказе причину для выплаты премии, пишут два взаимоисключающих основания. Например, премия "по случаю 50-летия за многолетний добросовестный труд". И сразу возникают вопросы. Если бы у работника не было дня рождения, то работодатель не стал бы выплачивать ему премию за труд? А если бы премию за многолетний добросовестный труд ему выплатили бы в любом случае, зачем писать в приказе, что у него день рождения?

Это же совсем разные основания для выплаты премии.

Поэтому, решив выплатить премию за производственные показатели, нужно указать такое основание для премирования, чтобы премия однозначно трактовалась как выплата за труд. Иначе могут возникнуть проблемы с признанием этой выплаты в расходах. Ведь указав, что премия выплачивается ко дню рождения, работодатель сам позволяет налоговикам исключить выплату из налоговых расходов.

Вопрос. В нашем положении о премировании предусмотрено, что работнику, отработавшему в организации 5 лет, выдается подарочный сертификат на 3000 рублей. Это будет стимулирующая премия или поощрение в виде подарка?

Опять же все зависит от формулировок, использованных в положении о премировании. Думаю, что вполне возможно рассматривать такой подарочный сертификат как стимулирующую выплату в натуральной форме. Работодатель как бы заранее говорит работнику: "Будешь работать у меня без перерыва 5 лет - получишь премию за стаж работы". Но для этого в положении о премировании должно быть прописано, что это стимулирующая выплата, цель которой - заинтересовать работника проработать как можно дольше в вашей организации. И указать, что работодатель вправе выдать эту премию как в денежной, так и в иной, в том числе в натуральной, форме. Напомню, что при этом должны быть соблюдены требования статьи 131 ТК РФ.

В таком случае подарочный сертификат можно признать в налоговом учете в составе расходов на оплату труда как стимулирующую премию.

А если условие о выдаче сертификата не прописывать в положении о премировании, а просто сделать подарок работнику, отработавшему в вашей организации 5 лет, тогда это уже будет социальная выплата. И такая выплата не уменьшает базу по налогу на прибыль.

Поэтому работодателю важно заранее решить, к какому виду выплат будет относиться премия. И при составлении локального нормативного акта и приказов о премировании использовать формулировки, позволяющие однозначно квалифицировать премиальные выплаты.

Рассматривая премии, хотелось бы затронуть еще один спорный вопрос - обязательно ли оформлять приказ о премировании по форме N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника"?

Я считаю, что не надо, поскольку форма приказа не изменяет ни сути выплаты, ни порядка ее отражения в налоговом учете.

Во-первых, если это премия за труд, предусмотренная трудовым договором, связанная с исполнением трудовых обязанностей, то, как бы ее ни оформили - приказом по форме N Т-11 или в произвольной форме, она все равно остается частью зарплаты.

Во-вторых, давайте внимательно рассмотрим форму N Т-11. Она называется "Приказ (распоряжение) о поощрении работника", а вовсе не о стимулировании. В этой форме есть строка, где надо указать вид поощрения, и перечислено на выбор несколько возможных видов поощрений: благодарность, ценный подарок, премия.

То есть это те самые поощрения, которые перечислены в 191-й статье Трудового кодекса. Значит, имеются в виду поощрения тем работникам, кто вовремя приходит на работу, не нарушает правила трудового распорядка и тому подобное. И к зарплате это, в общем-то, отношения не имеет.

Есть еще и косвенное подтверждение этой точки зрения - в Правилах ведения трудовых книжек. Согласно этим Правилам в трудовую книжку вносятся сведения о предусмотренных трудовым законодательством видах поощрений. А это, как мы уже рассмотрели, в том числе и поощрительные премии за добросовестное исполнение трудовых обязанностей. В то время как предусмотренные системой оплаты труда стимулирующие премии в трудовых книжках не отражаются.

Так что, по моему мнению, для выплаты стимулирующей премии вполне достаточно оформить приказ о премировании в произвольной форме, где будет указано, кого, за что и в каком размере премируют.

Кстати, есть еще один вопрос, который очень волнует крупные организации: обязательно ли просить каждого работника расписываться на приказе о премировании? А что делать, если работников несколько тысяч и премии ежемесячные?

На мой взгляд, подписи каждого из работников на приказе о начислении премии, носящей регулярный характер (ежемесячной, ежеквартальной и пр.), не обязательны. Давайте подумаем, какую цель преследует работодатель, знакомя работников с приказом о премировании? Довести до сведения каждого работника как сам факт того, что будет начислена премия, так и ее размер. При этом, если работник не согласен с размером премирования, он может обратиться за соответствующими разъяснениями как к работодателю, так и в иной орган, в задачи которого входит разрешение трудовых споров. Но ведь эта цель будет полностью достигнута и другим способом - путем выдачи работнику расчетного листка, в котором указаны все начисления, удержания и прочие сведения.

Кроме того, хотелось бы напомнить, что ни Минфин России, ни Росстат в настоящее время не имеют полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов и не имеют полномочий давать разъяснения по их применению.

Да и изначально Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, по заключению Минюста России, в государственной регистрации не нуждалось (Письмо Минюста России от 15.03.2004 N 07/2732-ЮД).

Это означает, что в нем в принципе не содержится нормативных требований, обязательных для применения всеми организациями.

Конечно, многие работодатели могут возразить, что налоговые и другие контролирующие органы в процессе проводимых проверок требуют представить те или иные унифицированные формы. Но ведь это требование ничем не обусловлено и может быть оспорено, в частности, в судебном порядке. Закон "О бухгалтерском учете", на статью 9 которого обычно ссылаются в оправдание требований о наличии унифицированных форм первичных документов, регулирует исключительно вопросы бухучета, но никак не кадровый учет и даже не налоговый.

Исключение составляют лишь те документы, которые необходимы для отражения той или иной операции в бухгалтерском учете. О некоторых из них мы поговорим позже, когда затронем вопрос признания в целях налогообложения командировочных расходов.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" , № 08

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.

Премии к праздникам

Позади Новый год, близятся февральские, мартовские праздничные дни, столь любимые майские каникулы, различные профессиональные праздники. Поэтому вопросы премирования сохраняют актуальность в течение всего года. Стоит разобраться, каким образом бюджетное учреждение может поощрить своих сотрудников на законных основаниях.

"Праздничные" премии и источники их финансирования

Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) выделяет два основания для премирования работников:

  • премирование в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда (ч. 1 ст. 129, ст. 135 и 144 ТК РФ);
  • премирование вне рамок принятой в учреждении системы оплаты труда (ст. 191 ТК РФ).
  • По второму из указанных оснований премии, как правило, выплачиваются к праздничным датам, профессиональным (отраслевым) праздникам, дням рождения (в т. ч. юбилеям), за выполнение особо важных работ, не входящих в круг должностных обязанностей и т. п. По сложившейся практике, такие премии не увязываются напрямую с результатами трудовой (служебной) деятельности. А если и увязываются, то неизменно вызывают у ревизоров и иных проверяющих дополнительные вопросы в связи с принятыми правилами расчета среднего заработка, определения источника финансирования и т. п.

    Премии в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда относятся к стимулирующим выплатам, а вынесенные за пределы этой системы - к выплатам в рамках поощрения за труд. Первый вид премий является составной частью заработной платы работников, а второй - нет. При этом источником финансирования обоих видов премий являются средства, выделяемые на цели оплаты труда сотрудников. Соответственно прямой увязки видов премий с источником действующее законодательство не устанавливает.

    В частности, и те и другие премии относятся на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ бюджетной классификации РФ. Другого варианта бюджетная классификация не предусматривает Хотя логичней было бы относить расходы на выплату разовых (единовременных) премий, производимых вне рамок системы оплаты труда, на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Но делать этого в рамках действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России.

    Различаются и источники финансирования расходов на выплату премий, производимых из внебюджетных источников. Если принятые в учреждении премии в рамках системы оплаты труда в полной мере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, то премии к праздникам и другим подобным событиям не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. Такой вывод, в частности, сделан в письме Минфина России от 09.11.2007 № 03-03-06/1/786: так как премии к праздничным дням не относятся к выплатам стимулирующего характера, то они не могут быть учтены в расходах для целей налогообложения прибыли. Соответственно производимые из внебюджетных источников выплаты рассматриваемых разовых (единовременных) премий к праздникам и т. п. событиям осуществляются из средств чистой прибыли.

    При этом необходимо учитывать, что разовые и единовременные премии могут быть выплачены работникам учреждения и в рамках принятой в нем системы оплаты труда. Однако такие выплаты необходимо классифицировать исключительно как стимулирующие выплаты по оплате труда. Они должны быть предусмотрены соответствующими локальными документами учреждения, а их осуществление не должно быть напрямую увязано с событиями (в т. ч. с праздниками), не имеющими отношения к трудовой деятельности и ее показателям.

    Приведенная классификация неприменима в отношении выплат, производимых государственным гражданским служащим. Объясняется это положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющего в т. ч. состав денежного содержания и иных выплат в пользу рассматриваемой категории лиц. В соответствии с данным документом государственным гражданским служащим могут выплачиваться только премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок осуществления премиальных выплат утверждает представитель нанимателя. Ведомственными документами определяется и осуществление разовых (единовременных) премий к праздничным датам.

    Например, согласно п. 39 приложения к приказу Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 09.12.2008 № 278 премирование гражданских служащих может осуществляться в т. ч. в связи с профессиональными и иными праздниками в пределах фонда, предназначенного для выплаты премий.

    В свою очередь, в Росрыболовстве (см. приказ от 10.07.2009 № 604) гражданским служащим выплачиваются следующие виды премий:

  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
  • единовременные премии в связи с юбилейными датами, выходом на государственную пенсию, в связи с государственными и профессиональными праздниками, установленными законодательством РФ.
  • При этом единовременные премии могут выплачиваться работникам в размере оклада месячного денежного содержания при наличии экономии по фонду оплаты труда на текущий период.

    Регламентация выплаты премий

    Положения ст. 191 ТК РФ не предусматривают необходимость закрепления выплаты премии в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах учреждения. Однако, так как указанные выплаты производятся из средств, предназначенных на оплату труда сотрудников, их осуществление рекомендуется закрепить в коллективном договоре (правилах внутреннего трудового распорядка) и (или) в локальных нормативных актах (положении об оплате труда, положении о премировании, положении о материальном стимулировании и т. д.). Это позволит как минимум легализовать осуществляемые расходы и предупредить излишние вопросы со стороны проверяющих органов.

    В указанные документы достаточно включить следующие примерные нормы:

    Номер пункта. Работникам учреждения наряду со стимулирующими выплатами по оплате труда (в т. ч. премиями и иными поощрительными выплатами) при наличии экономии фонда оплаты труда могут в рамках поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ) выплачиваться следующие разовые (единовременные) премии:

  • к праздничным (ст. 112 ТК РФ) и профессиональным датам;
  • к юбилеям (достижению 50-, 55-, 60-, 65-, 70-летнего возраста);
  • в связи с присуждением почетных званий;
  • в связи с награждением государственными и ведомственными наградами;
  • в случае увольнения в связи с уходом на пенсию;
  • иные премии, предусмотренные учетной политикой учреждения.
  • Премирование в указанных случаях осуществляется по решению руководителя учреждения на основании докладных записок заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений.

    Размер премии определяется письменным приказом руководителя учреждения в пределах общей экономии по фонду оплаты труда.

    В общем случае работники учреждения не имеют права на получение рассматриваемых премий. Только после того как в принятом в учреждении порядке будет принято решение о премировании (а именно, будет издан соответствующий приказ), сотрудники смогут рассчитывать на дополнительные стимулирующие выплаты.

    В отличие от премий, выплачиваемых в рамках системы оплаты труда, размеры разовых и единовременных премий могут быть ограничены. Как правило, ограничения устанавливаются в прямой зависимости от размера выплачиваемого оклада (не более одинарного, двойного и т. д. размера оклада, должностного оклада, тарифной ставки) или не более строго определенной суммы в рублях (не более 1000, 5000 руб. и т. п.). Положения об ограничении премий также могут быть закреплены в коллективном договоре, положении об оплате труда и (или) иных локальных нормативных актах.

    В обязательном порядке учреждению следует определять дополнительное основание для ограничения сумм выплачиваемых премий - к примеру, экономия по фонду оплаты труда.

    Перечень премируемых работников определяет руководитель или иное уполномоченное им должностное лицо путем издания письменного приказа. Так как выплата разовой премии не является гарантированной, то лица, не включенные в перечень премируемых сотрудников, фактически не могут рассчитывать на возможность оспорить принятое работодателем решение в соответствующих органах. Этим рассматриваемая премия также отличается от премий, выплачиваемых в рамках системы оплаты труда. В отношении последних в коллективном договоре и (или) локальных документах необходимо определять показатели и условия премирования, при достижении или выполнении которых у работника возникает право выдвигать требования о премировании, а также механизм снижения (депремирования) или лишения выплачиваемой премии. В части разовых (единовременных) премий к праздникам и т. п. событиям данные положения не являются обязательными для включения в приведенные выше документы. Наряду с этим учреждение вправе (но не обязано) дополнительно обозначить критерии, которыми оно будет руководствоваться при определении перечня поощряемых работников и размеров выплачиваемых сумм.

    При осуществлении премирования к профессиональным праздникам (датам) рекомендуется учитывать нормы Указа Президента РФ от 20.01.2000 № 84 "Об утверждении Правил установления профессиональных праздников и памятных дат", а также - официальный характер соответствующей даты. До настоящего времени некоторые даты носят статус профессионального праздника неофициально. Например, День учителя (5 октября) и День юриста (3 декабря) обладают официальным статусом (в соответствии с Указами Президента РФ от 03.10.1994 № 1961 "О праздновании Дня учителя", от 04.02.2008 № 130 "Об установлении Дня юриста"), а День бухгалтера (25 ноября) и День кадровика (24 мая или 12 октября) - нет.

    В отношении государственных гражданских служащих выплата единовременных премий может быть предусмотрена исключительно соответствующим нормативным правовым актом, изданным представителем нанимателя. Государственный орган не вправе определять дополнительно условия осуществления рассматриваемой выплаты.

    "Праздничные" премии муниципальным служащим также должны осуществляться в строгом соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов (законов субъектов РФ и т. д.).

    Порядок документального оформления выплаты премий

    Выплачиваемые на основании ст. 191 ТК РФ разовые (единовременные) премии в обязательном порядке должны оформляться типовыми формами № Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника" или № Т-11а "Приказ (распоряжение) о поощрении работников". Обе указанные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 и обязательны к применению в т. ч. и бюджетными учреждениями. Работодатель может оформлять премии, относимые к выплатам по оплате труда, и иные поощрительные выплаты обычными (оформленными по общим правилам документооборота) письменными приказами (распоряжениями).

    Основанием для издания приказов по форме № Т-11 или Т-11а являются представления (докладные записки) уполномоченных должностных лиц учреждения (заместителей руководителя, начальников структурных подразделений и т. д.). Именно в указанных приказах (распоряжениях) прописью и цифрами приводится конкретная сумма выплачиваемой премии.

    Изложенный порядок оформления выплаты премий рекомендуется закрепить в принятом в учреждении графике документооборота. Приказ подписывает руководитель учреждения или уполномоченное им должностное лицо. После подписания приказ должен быть доведен до сведения работника (объявлен) под роспись, а записи о поощрении должны найти свое отражение также в личной карточке и трудовой книжке работника. В этом состоит отличие между премированием вне системы оплаты труда и премированием в рамках заработной платы.

    Учет премий при расчете среднего заработка

    Учреждения и иные участники бюджетного процесса довольно часто прибегают к исчислению среднего заработка. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с действующим законодательством предусматриваются разные методики расчета средней заработной платы. В частности, необходимо четко выделять следующие из них:

  • методику, принятую для случаев, предусмотренных трудовым законодательством (средний заработок за отпуск, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средняя заработная плата за период служебной командировки и т. п.);
  • методику, принятую для исчисления пособий по государственному социальному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком);
  • методику определения денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих за период отпуска, служебной командировки и в некоторых других случаях.
  • Первая из приведенных методик расчета среднего заработка основывается на положениях ст. 139 ТК РФ и постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". При этом для расчета средней заработной платы могут учитываться только предусмотренные системой оплаты труда виды выплат независимо от их источников финансирования. Это означает, что в состав учитываемых выплат могут включаться только выплаты (включая премии) по оплате труда.

    Разовые и единовременные премии, выплачиваемые к праздникам, юбилейным датам и другим подобным событиям, не относятся к выплатам по оплате труда. Поэтому при исчислении среднего заработка за отпуск, для расчета компенсации за отпуск, при оплате дней командировки и т. д. они не могут учитываться. На это, в частности, указано в письме Роструда от 23.10.2007 № 4319-6-1.

    При исчислении среднего заработка учитываются разовые и единовременные премии (за исключением выплачиваемых к праздникам, юбилейным датам и т. д.), которые могут быть отнесены к заработной плате. Но при условии, что такие премии предусмотрены в принятых в учреждениях положениях об оплате (премировании) работников. Об этом сказано в письме Роструда от 05.02.2007 № 274-6-0.

    Расчет пособий по государственному социальному страхованию производится по правилам, регламентированным ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

    С 1 января г. в средний заработок включаются все виды выплат и вознаграждений, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС России. Ранее в состав учитываемых выплат включались только выплаты по оплате труда, на которые начислялся единый социальный налог.

    Так как разовые (единовременные) премии к праздникам и т. п. событиям не относятся к выплатам по оплате труда, до г. они не должны были учитываться при расчете пособий по государственному социальному страхованию (несмотря на то, что в бюджетном секторе на такие выплаты в полной мере начислялся единый социальный налог). С г. рассматриваемые премии в полной мере учитываются при расчете среднего заработка, принимаемого для целей определения суммы пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком, так как теперь не имеет значения, являются ли они составной частью заработной платы или нет. По Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страховые взносы в ФСС России начисляются на любые премии, в связи с этим данные премии учитываются при расчете пособий по государственному социальному страхованию.

    При расчете денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на период оплачиваемых отпусков, а также в некоторых других случаях учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий. На это указано в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.

    Предусмотренная ТК РФ классификация разовых (единовременных) премий не применяется в отношении денежного содержания государственных гражданских служащих. Однако для того чтобы выплачиваемые к праздникам разовые премии могли учитываться при расчете содержания за отпуск (компенсации за отпуск), они должны называться "за выполнение особо важных и сложных заданий". Иные разовые премии не могут учитываться при расчете содержания, т. к. это не предусмотрено вышеуказанными Правилами.

    Порядок выплаты денежного содержания государственным гражданским служащим органов власти субъектов РФ и муниципальным служащим определяется законодательством соответствующего субъекта РФ. Соответственно при принятии решения о том, в каком порядке рассчитывать содержание за период отпуска и иных событий, в каждом конкретном случае следует исходить из соответствующих нормативных правовых актов конкретного субъекта РФ.

    Вопросы налогообложения

    Выплачиваемые к праздничным датам премии (независимо от их увязки с выплатами по оплате труда) облагаются налогом на доходы физических лиц, а с 1 января г. - и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

    Для целей налогообложения указанных выплат до 1 января г. ЕСН был важен источник их финансирования. Разовые (единовременные) премии вне рамок системы оплаты труда, выплачиваемые из внебюджетных источников, не должны были облагаться ЕСН. Основание - выплата из средств чистой прибыли (п. 3 ст. 236 НК РФ). Премии, выплачиваемые из бюджетных источников, должны были облагаться ЕСН в любом случае.

    В части налога на прибыль приуроченные к праздничным датам разовые (единовременные) премии, которые не являются выплатами по оплате труда, не могут уменьшать налоговую базу.

    Вместе с тем, как указывалось ранее, учреждение вправе выплачивать (в т. ч. из внебюджетных источников) своим работникам разовые премии и в рамках принятой системы оплаты труда. В этом случае расходы могут признаваться в целях налогообложения прибыли. Главное, чтобы осуществление такого премирования было предусмотрено коллективным договором, локальными документами учреждения, и выплата премий была увязана с производственными результатами (без упоминания праздничных дней и т. п. случаев).

    Итак, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, согласно ТК РФ существует два основания для премирования работников: премирование в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда и стимулирование вне рамок этой системы. Выплаты первого вида включены в оплату труда, второго - нет. Ко второму виду премий относятся в т. ч. "особые" выплаты, приуроченные к праздничным датам, профессиональным праздникам, дням рождения и юбилеям, выплаты за особые заслуги (выполнение особо важных работ). Источником финансирования обоих видов премий являются средства, выделяемые на цели оплаты труда сотрудников. Впрочем, это правило не распространяется на государственных гражданских служащих: премии им могут выплачиваться только за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок осуществления премиальных выплат утверждает представитель нанимателя.

    Во-вторых, разовые (единовременные) премии могут быть выплачены работникам и как часть оплаты труда. Но в этом случае они должны подаваться исключительно как выплаты в рамках системы оплаты труда, а возможность таких выплат должна быть предусмотрена внутренними документами организации.

    В-третьих, законодательство не обязывает учреждения закреплять выплаты премий в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах учреждения. Но, так как указанные выплаты производятся из средств, предназначенных для оплаты труда сотрудников, с целью предупреждения излишних вопросов со стороны проверяющих органов осуществление таких выплат рекомендуется закрепить в коллективном договоре (правилах внутреннего трудового распорядка) и (или) в локальных нормативных актах (положении об оплате труда, положении о премировании, положении о материальном стимулировании и т. д.).

    В-четвертых, принятые в учреждении премии в рамках системы оплаты труда в полной мере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а премии к праздникам и другим подобным событиям не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. До г. для обложения ЕСН был важен источник финансирования премиальных выплат: премии, выплачиваемые за счет бюджетных источников, облагались ЕСН, а выплаты вне рамок системы оплаты труда были освобождены от налогообложения как ЕСН, так и налогом на прибыль. Впрочем, по своему усмотрению руководство учреждения вправе премировать своих работников и в рамках системы оплаты труда (даже из внебюджетных источников).

    Иными словами, наиглавнейшие условия осуществления разовых (единовременных) выплат по особым случаям - их закрепление в коллективном договоре и локальных документах учреждения и привязка выплат к производственным результатам.

    Бухгалтеру на заметку

    При получении лицом, замещающим государственную и муниципальную должность, подарков, признаваемых в соответствии с законодательством федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаваемых служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность, дохода, подлежащего налогообложению, не возникает. Это касается подарков стоимостью выше 3000 руб. Основание этого содержится в письме Минфина России от 03.12.2009 № 03-04-01/310.

    В соответствии со ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками.

    Доходом согласно ст. 41 признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

    Граждане, назначаемые на должности или замещающие других лиц на должностях советника (помощника) руководителя федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по труду и занятости, начальника и заместителя начальника управления, начальника и заместителя начальника отдела, советника отдела в управлении, обязаны представлять сведения о своих доходах.

    Также согласно приказу Роструда от 07.10.2009 № 291-к они сообщают сведения о своем имуществе, обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.

    Источники:
    www.glavbukh.ru, www.hr-portal.ru, www.klerk.ru, www.gosfinansy.ru

    Следующие бланки:

    17 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения