Приказ на замещение директора на время командировки образец

Apr 23, 2024
  • 2024

Dostavim - vovremya. Oplata po faktu!

Vash zakaz budet dostavlen v te sroki, kotorye Vy soglasovali s menedzherom magazina.

Nasha sluzhba dostavki — eto bezopasnaya transportirovka tovarov na specialno oborudovannyh avtomobilyah i otvetstvennye, kompetentnye kurery.My osuschestvlyaem po vsey territorii Belarusi, po g. Minsku - besplatno.

proizvoditsya nalichnymi dengami ili bankovskoy kartoy po faktu polucheniya tovara, nash magazin takzhe prinimaet onlayn-oplatu bankovskoy kartoy ili elektronnymi dengami.

YUridicheskie lica imeyut vozmozhnost osuschestvlyat oplatu po beznalichnomu raschetu — pri etom cena tovara ostanetsya neizmennoy.

Kolichestvo nashih Klientov rastet s kazhdym dnem, a my, v svoyu ochered, postoyanno sovershenstvuem professionalnyy uroven i uluchshaem kachestvo. chtoby obespechit nashim Pokupatelyam maksimalno vozmozhnyy komfort pri provedenii stroitelnyh i montazhnyh rabot lyuboy slozhnosti.

Как назначить и. о. генерального директора на время длительной командировки

Вопрос

Ситуация: Генеральный директор ООО уезжает в длительную (на несколько месяцев) командировку.

Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить работника, который на период его отсутствия будет исполнять его обязанности, в частности, подписывать договоры, налоговые декларации, отчеты, платежки в банке, чтобы ни у налоговой, ни у банка не было претензий к оформлению документов.

Ответ

Необходимо оформить замещение должностей по согласованию с собственниками организации, а руководитель, уезжая в отпуск, должен выдать доверенность на имя сотрудника, который будет замещать генерального директора.

Перед оформлением временного замещения организация должна получить письменное согласие замещающего сотрудника. Для этого заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору. Подписывать его будут собственники организации. Поскольук они принимают решение относительно вопросов передачи полномочий исполняющему обязанности руководителя организации. В соглашении укажите:

- работу по должности, ее содержание и объем;

- размер доплаты за временное замещение профессий (должностей);

- срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу.

Такой вывод позволяют сделать часть 2 статьи 57, статьи 60.2, 72, часть 2 статьи 151 Трудового кодекса РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух. в статье журнала «Юрист компании» и газеты «Учет.Налоги.Право», которые Вы можете найти в закладке «Журналы» «Системы Главбух» vip - версия

1. Ситуация: Как назначить и. о. директора на время отпуска

Иван Шкловец, заместитель руководителя Роструда

На практике используют два способа: приказ и доверенность.

Приказ. Издать приказ о временном исполнении обязанностей директора можно, если это предусмотрено в уставе компании. Как правило, временное исполнение обязанностей генерального директора возлагается на его заместителя. Если у директора нет заместителя, то эти обязанности можно возложить на любого сотрудника. Но тогда в приказе необходимо прописать конкретные обязанности. Например, подписывать приказы по кадрам, счета-фактуры и т. д.

Доверенность. Если устав компании не предусматривает возможности передачи полномочий в отсутствие директора, то необходимо оформить доверенность. В доверенности надо отразить переданные доверенному лицу полномочия. Доверенность должен подписать руководитель компании (или иное лицо, уполномоченное учредительными документами) и заверить печатью компании (п. 5 ст. 185 ГК РФ ).*

2. Статья: Управление компанией в отсутствие директора. Как оформить полномочия ВРИО

Основной вопрос: директор компании отсутствует длительное время, но при этом необходимо продолжать текущую деятельность - заключать договоры, подписывать внутренние распорядительные документы и т. д. Как оформить полномочия лица, который будет временно исполнять обязанности вместо директора?

Решение: это зависит от причин, которыми обусловлено отсутствие в компании директора. Если директор вернется к своим обязанностям через некоторое время, то подойдет один вариант оформления ВРИО, если же директор фактически полностью прекратил свои полномочия (например, из-за корпоративного конфликта), но еще не назначен новый директор, то подойдет другой вариант.

Василий Ермолин, партнер международной юридической фирмы «БАЙТЕН БУРКХАРДТ»

Юлия Шмагина, юрист международной юридической фирмы «БАЙТЕН БУРКХАРДТ»

К компетенции директора хозяйственного общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью компании, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров (участников) или совета директоров (наблюдательного совета). Даже временное отсутствие директора может негативно отразиться на деятельности компании*. Поэтому на практике иногда возникает необходимость назначить вместо отсутствующего директора лицо, которое будет временно исполнять его обязанности*. Напрямую этот вопрос урегулирован в законодательстве только в отношении акционерных обществ и лишь для одного случая, в котором может понадобиться временный директор. А именно: когда причины, по которым действующий директор не может продолжать свою работу, носят неустранимый характер, но новый директор еще не назначен. Однако чаще бывает другая ситуация: когда причины отсутствия директора устранимы - например, он просто находится в длительном отпуске, на лечении и т. д. но во время его отсутствия могут возникнуть такие вопросы и сделки, которые нельзя отложить до его возвращения. Эта статья о том, как оформить полномочия временно исполняющего обязанности директора (далее - ВРИО) в двух описанных выше ситуациях.

Ситуация первая: директор временно отсутствует

В случае оспаривания решения уполномоченного органа о назначении ВРИО необходимо привлечь его к участию в деле. Это связано с тем, что признание недействительным решения затрагивает права и обязанности ВРИО. Непривлечение его к участию в деле может стать основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ, так как лишает его возможности обеспечить защиту своих интересов в суде (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.05.08 по делу № А45-11603/2007-32/263 ).

В периоды временного отсутствия директора на работе (отпуска или временной нетрудоспособности) ни трудовые, ни корпоративные отношения между ним и компанией не прекращаются. Следовательно, при временном исполнении его полномочий другим лицом у самого директора сохраняется весь объем прав и обязанностей. При этом действующее корпоративное законодательство не предусматривает возможности существования единоличного исполнительного органа «в двух лицах».* Поэтому попытки решить вопрос с назначением ВРИО на корпоративном уровне, заранее предусмотрев такую возможность в уставе, обычно обречены на неудачу. Не лучшим выходом будет и назначение ВРИО приказом действующего директора без выдачи ему доверенности. Наиболее оптимальное решение - передача полномочий на основании доверенности.* Ниже мы рассмотрим достоинства и недостатки всех перечисленных вариантов.

Временное исполнение обязанностей на основании приказа. Бывает, что на период своего отсутствия директор назначает приказом временно исполняющего его обязанности (далее - ВРИО). Таким лицом может быть, например, штатный заместитель директора или иной сотрудник. Этот вариант рискован, поскольку судебная практика относится к назначению ВРИО приказом действующего директора по-разному.

Одни суды признают это возможным, в том числе с наделением его правом действовать от лица компании без доверенности. Так, в одном из дел в ЗАО приказом генерального директора был назначен ВРИО, который затем подал заявление о государственной регистрации некоторых сведений о ЗАО (о состоянии чистых активов и пр.), однако получил отказ, поскольку инспекция сочла его лицом, не уполномоченным подавать такие заявления от имени общества. Однако суд подтвердил наличие у него полномочий действовать от имени ЗАО без доверенности лишь на основании приказа (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.09.11 по делу № А42-6718/ ).

Другие суды высказывают совершенно противоположное мнение: единоличный исполнительный орган хозяйственного общества не имеет права наделять другое лицо своими полномочиями. Такой приказ выходит за рамки компетенции директора, так как, согласно законодательству (п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», подп. 8 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее - соответственно закон № 14-ФЗ и закон № 208-ФЗ), полномочиями назначать единоличный исполнительный орган общества обладают общее собрание участников (акционеров) или (если это предусмотрено уставом) совет директоров (наблюдательный совет). Такое мнение, в частности, изложено в постановлении ФАС Московского округа от 03.12.09 по делу № А40-56791/08-2-4 .

Необходимо отметить, что риск связан только со сферой гражданско-правовых отношений. Трудовое законодательство прямо предусматривает право органа юридического лица наделить правами и обязанностями работодателя другое лицо (ч. 6 ст. 20 ТК РФ). Поэтому полномочия заключать, расторгать и изменять трудовые договоры с работниками, издавать приказы о переводе на другую должность, поощрении или наложении дисциплинарных взысканий и т. д.  можно возложить на основании приказа директора на какого-либо штатного сотрудника компании. Также это право может быть изначально предусмотрено в должностных обязанностях конкретного сотрудника (например, штатного заместителя генерального директора).

В том числе доверенность может включать в себя полномочия ВРИО осуществлять права и обязанности работодателя. Поэтому ВРИО может принимать на работу сотрудников и увольнять их, действуя на основании доверенности (в совокупности с соответствующим приказом), - судебная практика это подтверждает (определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.05.12 № 33-6110/ ).

Временное исполнение обязанностей по доверенности. Директор может наделить частью своих полномочий другое лицо на основании доверенности и не только на время своего отсутствия. Часто доверенность оформляют также наряду с приказом о назначении ВРИО - для подстраховки. Если лица, перед которыми ВРИО будет представлять интересы компании во время отсутствия директора, усомнятся в законности приказа о его назначении, то подтвердить его полномочия поможет доверенность.

В доверенности необходимо четко указать круг полномочий для делегирования третьему лицу как временно исполняющему обязанности директора, так как действовать это лицо сможет только в рамках полномочий, указанных в этой доверенности (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.12 по делу № А40-151438/09-132-974 ). В то же время, если возникнет ситуация, в которой для действия от лица компании у доверенного лица не хватит полномочий, указанных в доверенности, можно рассчитывать на статью 183 Гражданского кодекса: прямое последующее одобрение сделки уполномоченным лицом представляемой компании создают, изменяют или прекращают для нее гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения. Таким образом, впоследствии директор может «реабилитировать» сделку путем ее одобрения.*

Журнал «Юрист компании», № 9, сентябрь

3. Рекомендация: Как оформить временное исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника другим сотрудником (временное замещение)

Порядок оформления временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника зависит от того, кто будет привлечен к такой работе. Для этого работодатель может привлечь:*

  • гражданина, не являющегося сотрудником данной организации (ст. 59 ТК РФ );
  • другого штатного сотрудника (ст. 60.2. ч. 3 ст. 72. 2 ТК РФ).
  • Если для исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника организация нанимает гражданина, не состоящего в ее штате, то заключите с ним срочный трудовой договор (письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4413-6 ).

    Если обязанности временно отсутствующего сотрудника будет выполнять другой штатный сотрудник, то организация может привлечь его посредством:

    Временное замещение и совмещение

    Совмещение устанавливается, когда в организации вакантна штатная должность. А временное замещение устанавливается, когда сотрудник, занимающий должность, временно отсутствует. Например, в связи с:

  • отпуском;
  • болезнью;
  • командировкой;
  • повышением квалификации и т. п.
  • Кроме того, при совмещении можно выполнять дополнительную работу только по другой профессии или должности. При временном замещении сотрудник может выполнять обязанности как по одноименным должностям (профессиям), так и по разным.

    Это следует из положений статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

    Продолжительность рабочего времени

    Режим временного замещения предполагает нормальную продолжительность рабочего времени. То есть дополнительную работу сотрудник выполняет наряду с основной работой в течение установленного ему рабочего дня (смены). Об этом говорится в части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

    Доплата

    При временном замещении должностей сотруднику дополнительно к его заработку положена доплата (ст. 151 ТК РФ ). Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и объема дополнительной работы.

    Документальное оформление

    Перед оформлением временного замещения организация должна получить письменное согласие замещающего сотрудника. Для этого заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем укажите:

  • работу по должности, ее содержание и объем;
  • размер доплаты за временное замещение профессий (должностей);
  • срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу.
  • Такой вывод позволяют сделать часть 2 статьи 57, статьи 60.2. 72. часть 2 статьи 151 Трудового кодекса РФ.

    Главбух советует: если организация не может определить момент выхода отсутствующего сотрудника на работу, то в дополнительном соглашении конкретную дату окончания временного замещения не фиксируйте. То есть при указании срока окончания временного исполнения обязанностей укажите: «до выхода отсутствующего сотрудника на работу».

    На основании дополнительного соглашения издайте приказ о временном исполнении обязанностей (временном замещении). Типовой формы такого документа в законодательстве не предусмотрено. Поэтому составьте его в произвольной форме .

    В некоторых случаях при временном замещении с сотрудником нужно дополнительно заключить договор о полной материальной ответственности (ст. 241-243 ТК РФ ).*

    При необходимости сведения о временном замещении можно указать в разделе X «Дополнительные сведения» личной карточки сотрудника по форме № Т-2 .

    Организации также вправе применять самостоятельно разработанную форму личной карточки (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря г. № 402-ФЗ) .

    Пример оформления временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника (временного замещения)

    Бухгалтер организации В.Н. Зайцева согласилась исполнять обязанности временно отсутствующего главного бухгалтера. На основании дополнительного соглашения к трудовому договору руководитель издал приказ о временном замещении.

    Материальная ответственность

  • непосредственно обслуживающими или использующими деньги (товар) или иное имущество, принадлежащее организации;
  • достигшими 18-летнего возраста;
  • должность или работа которых отнесены к числу допустимых для заключения подобного договора.
  • Полный перечень должностей и работ, с которыми можно заключить письменные договоры о полной материальной ответственности, утвержден постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 .

    Трудовая книжка

    В трудовую книжку сотрудника сведения о временном замещении профессий (должностей) не вносите. Это связано с тем, что временное исполнение обязанностей не относится к сведениям о работе, которые необходимо вносить в трудовую книжку (ч. 4 ст. 66 ТК РФ. п. 4. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225. раздел 3 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 ).

    Досрочное прекращение работы

    Сотрудник имеет право досрочно отказаться от временного замещения профессий (должностей), а работодатель - досрочно отменить поручение о выполнении работы. О досрочном прекращении работы в режиме временного замещения сотрудника нужно письменно предупредить не позднее чем за три рабочих дня. Если сотрудник хочет досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, он также должен письменно предупредить об этом работодателя за три дня. Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.*

    Приказ на командировку генерального директора образец

    Пятница, 06 Марта,

    Для документального оформления служебных командировок могут использоваться следующие виды форм первичной документации: Служебное задание и отчет о его выполнении. Сразу же встает вопрос, как оформить смену генерального директора правильно и законно. Например, для предоставления интересов компании в налоговой инстанции.

    Относитесь к нему, как к простому генеральному, формально, не заморачивайтесь. По возвращении из командировки генеральный директор составляет отчет о выполненной за период командировки работе, который предоставляется в бухгалтерию.

    Приказ на замещение директора на время командировки образец

    Как оформляется командировка генерального директора?

    Согласно главе 43 ТК РФ, регулирующей деятельность главных лиц организации, указанные в ней нормы не распространяются на руководителя, являющегося единственным учредителем компании. Именно такой порядок направления в командировку применяется при командировании руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений всех типов.

    Составьте командировочное удостоверение (форма №Т-10). Необходимо помнить, что при направлении генерального директора в командировку на террито-рии РФ достаточно выписать командировочное удостоверение, приказ по организации в этом случае можно не оформлять. Приказ подпишет руководитель организации или уполномоченный им сотрудник (например, заместитель).

    Стоимость раздела "Как оформить генерального директора" по предварительной заявке - 280 руб. Подпишите документ или отдайте на подпись заместителю. При этом сотрудник в промежутках между поездками в командирующую организацию не возвращается. При этом составляются дополнительные соглашения к трудовым договорам, где указывается, будут ли неполными рабочие дни или недели. Можно оформить замещение через временный перевод на другую работу для замещения временно отсутствующего сотрудника (статья 72.2 ТК РФ). Примерный приказ такой: "Приказываю возложить обязанности генерального директора (ФИО) на срок (указать период)". Ответственность. Однако генеральный директор не согласен с позицией аудиторов, полагая, что такой договор с юридической точки зрения является ничтожным. Направление руководителя в зарубежную командировку следует оформить приказом по организации, так как при таких командировках не выписывается командировочное удостоверение. В противном случае он будет выполнять те функции, которые определены для генерального директора уставом организации и законодательством РФ.

    Такие правила установлены частями 1, 2 статьи 312.1 Трудового кодекса РФ.

    В этом случае трудовой договор с генеральным директором подписывает один из учредителей по поручению остальных собственников. Полномочия тому или иному сотруднику делегируются официально, на основании правовых документов, поэтому подпись и расшифровка подписи должны совпадать.

    В отношении внутренних совместителей действующим законодательством не предусмотрен порядок оформления времени и сохранения среднего заработка за сотрудником, направляемым в командировку. Первым приказом генерального директора должен быть приказ о вступлении в должность.

    Для этого обратитесь в ФНС России с соответствующим запросом (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ,п. 2Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805).

    Приказ на замещение директора на время командировки образец

    Как оформляется командировка генерального директора

    Кроме того, полномочия сотрудника организации на подписание от ее имени договоров могут также вытекать из устава общества, подтверждаться трудовым договором сотрудника или его должностной инструкцией, о чем свидетельствует анализ судебной практики (смотрите, к примеру, постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.03.2006 N А05-8220/2005-32).

    Поскольку решение о заключении трудового договора с генеральным директором принимается собственниками, как правило, коллегиально, расторжение трудового договора также осуществляется по решению собственников. "Установить на этот срок доплату (должность и ФИО заместителя), за временное исполнение обязанностей руководителя организации в размере (сумма цифрами)".

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    от 11 марта 2003 г. N КАС 03-25

    Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего Федина А.И.,

    членов коллегии Ермилова В.М.

    и Толчеева Н.К.,

    с участием прокурора Федотовой А.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 марта 2003 г. гражданское дело по заявлению Архангельской территориальной профсоюзной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (в интересах физических лиц) о признании недействительными пп. "а" абзаца 3 и абзац 4 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г. которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И. объяснения представителя Министерства труда и социального развития РФ Ефремовой О.А. возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В. полагавшей решение суда подлежащим отмене, кассационная коллегия

    установила:

    Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39 утверждено разъяснение Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства" (в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.12.86 N 521/30-18).

    В соответствии с пунктом 1 разъяснения временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью.

    Временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению или организации. Замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки) при наличии одновременно следующих условий:

    а) если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). В случаях, когда у руководителя имеется несколько помощников, то штатным заместителем считается первый, старший помощник.

    Главный инженер предприятия, учреждения или организации в период временного замещения отсутствующего руководителя права на получение разницы в окладах не имеет.

    Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в интересах членов профсоюза Ермолиной Г.П. Плакидина В.Е. Познякова В.Е. Копенина С.А. Морева П.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными приведенных положений пункта 1 разъяснения в части запрета на выплату штатному заместителю или помощнику отсутствующего работника, а также главному инженеру разницы между их должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника, сославшись на то, что эти положения не соответствуют трудовому законодательству и ограничивают конституционное право работников - членов профсоюза на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.

    Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

    В кассационной жалобе Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренных положений нормативного акта федеральному закону.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит решение Верховного Суда РФ подлежащим отмене по следующим основаниям.

    Согласно ст. 423 введенного с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N -1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

    Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ исходил из того, что оспоренные положения Разъяснения не противоречат Трудовому кодексу РФ.

    При этом в основу своего решения суд положил доводы представителя Министерства труда и социального развития РФ, заключающиеся в том, что должности штатного заместителя, помощника (при отсутствии должности заместителя) и главный инженер отнесены Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367 к должностям служащих.

    Постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32 утверждены разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих. И хотя Тарифно-квалификационные характеристики по должностям заместителей руководителей не разрабатывались, однако это вызвано тем, что должностные обязанности этих работников, требование к знаниям и квалификации определяются на основании Тарифно-квалификационных характеристик по должности руководителя.

    При этом должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 - 20% ниже оклада соответствующего руководителя (п. 3 Примечание к ЕТС).

    Поэтому, по мнению Верховного Суда РФ, в силу занимаемых должностей штатные заместители или помощники (при отсутствии должности заместителя), главный инженер (как являющийся по должности первым заместителем руководителя) без какой-либо доплаты обязаны осуществлять функции руководителя в его отсутствие, исходя из квалификационных требований по должности, включающих такое заместительство в качестве основной трудовой функции.

    Таким образом, суд первой инстанции исходил из того, что оспоренные положения разъяснения не противоречат требованиям Трудового кодекса РФ.

    Однако с такими выводами суда Кассационная коллегия согласиться не может, так как они сделаны с неправильным применением норм материального права.

    Действительно, положения ст. 74 Трудового кодекса РФ, регулирующей вопрос о временном переводе на другую работу в случае производственной необходимости, и положения ст. 151 этого же Кодекса, регулирующей вопрос об оплате труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, прямого отношения к рассматриваемому спору не имеют, если исходить из того, что в должностные обязанности указанных выше замещающих работников включена функция по замещению руководителя в случае его отсутствия и тарификация должности замещающего работника произведена с учетом именно таких должностных обязанностей этого работника.

    Однако принципиальное положение ст. 74 ТК РФ (имеющее определенное правовое значение и для рассматриваемого по настоящему делу случая) состоит в том, что оплата труда по фактически выполняемой работе при временном переводе на другую работу должна производиться за весь период такого перевода (до 1 месяца в течение календарного года).

    Аналогичное принципиальное положение относительно обязательного производства доплаты за совмещение профессий и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы за весь период такого совмещения либо исполнения дополнительных обязанностей содержится и в ст. 151 ТК РФ.

    Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

    Оспоренные же положения разъяснения не соответствуют этим (изложенным выше) нормам трудового законодательства, поскольку допускают выплату заработной платы приведенным выше работникам за выполняемую работу в период отсутствия руководителя, в частности, не в соответствии с количеством выполняемой работы и сложностью труда.

    Совершенно очевидно, что сложность труда и количество выполняемой штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя), а также главным инженером работы в период отсутствия замещаемого работника намного выше, нежели в период, когда приведенные работники выполняют работу при работающем руководителе.

    Из материалов дела следует, что некоторые из заместителей руководителей выполняют работу в отсутствие руководителя в течение около 1 месяца в календарном году. Другие же заместители работают в отсутствие руководителей в течение длительного времени (до 8 месяцев в календарном году), однако в силу действия оспоренных положений разъяснения права на получение разницы в окладах в равной степени не имеют ни первая группа таких работников, ни вторая, что явно противоречит принципиальным положениям Трудового кодекса РФ о праве работника на получение заработной платы в соответствии не только со своей квалификацией, но и сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.

    Ссылка представителя Министерства труда и социального развития РФ на то, что, если руководитель отсутствует длительное (свыше 1 месяца) время, замещающему его работнику в действительности производится выплата разницы в окладах, не может быть учтена при разрешении настоящего спора, заключающегося в нормоконтроле при том, что в самих оспоренных положениях разъяснения ничего не говорится о необходимости такой выплаты в случае длительного замещения работником руководителя (более 1 мес. в календарном году).

    Как указано выше, в рассматриваемой редакции оспоренные положения разъяснения создают препятствия для реализации заместителям, длительное время замещающим отсутствующего руководителя, права на оплату труда в соответствии с его сложностью, а также с количеством и качеством выполняемой работы.

    Необоснованной является ссылка представителя Министерства труда и социального развития РФ и на то, что согласно пункту 3 Примечания к ЕТС, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 785 от 14 октября 1992 г. (приложение N 1), должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 - 20% ниже оклада соответствующего руководителя, так как это правило признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ N 189 от 27 февраля 1995 г.

    Оспоренные положения разъяснения в существующей редакции противоречат и другим нормам закона.

    В самом разъяснении от 29 декабря 1965 г. N 30/39 не содержится исключения относительно его применения к работникам организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, и к работникам других организаций (коммерческих).

    В соответствии же со ст. 143 Трудового кодекса РФ Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы; тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единой тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

    Статьей 144 Трудового кодекса РФ за работодателем предусмотрено право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников; указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором и лишь в организациях, финансируемых из федерального бюджета, порядок и условия применения доплат, надбавок, премий и других выплат устанавливаются Правительством РФ. В организациях же, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, такой порядок и условия применения доплат устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

    Оспоренное ограничение в оплате труда работников, замещающих отсутствующего руководителя, в существующей в разъяснении редакции противоречит этим статьям ТК РФ.

    Противоречат оспоренные положения разъяснения в существующей редакции и ст. 145 Трудового кодекса РФ, согласно которой оплата труда руководителей, их заместителей в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, производится в порядке и размерах, которые определяются органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления; размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей определяются по соглашению сторон трудового договора.

    Кроме того, представитель Минтруда России не представил суду в подтверждение довода об установлении штатным помощникам, заместителям и главным инженерам в случае выполнения ими обязанностей отсутствующего руководителя более высокого разряда по оплате труда и более высокой оплаты труда, и именно за выполнение ими обязанностей отсутствующего руководителя.

    По изложенным мотивам вывод суда первой инстанции о соответствии оспоренных положений нормативного правового акта действующему трудовому законодательству и о том, что применение этих положений в существующей редакции не нарушает трудовые права и интересы работников, Кассационная коллегия считает ошибочным, сделанным в результате неправильного применения норм материального права.

    А поскольку нормативный акт в оспоренной его части противоречит закону и применение этого акта приводит к нарушению трудовых прав граждан, заявление профсоюзного органа подлежит удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

    определила:

    решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2002 года отменить.

    Вынести новое решение, которым признать не действующим со дня вынесения настоящего решения подпункт "а" (абзац 3) и абзац 4 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года N 30/39 (в редакции Постановления от 11.12.86 N 521/30-18) "О порядке оплаты временного заместительства" в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации.

    федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

    Нормативные документы

    В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.

    Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе "Электронная приемная" .

    "Об утверждении Порядка работы комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору"

    Текст документа в формате PDF

    П Р И К А З

    Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

    от 14 марта г. N 78

    Об утверждении Порядка работы Комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия,

    Подведомственного Федеральной службе

    по ветеринарному и фитосанитарному надзору

    Зарегистрирован Минюстом России 14 апреля г.

    Регистрационный N 20493

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 13, ст. 1373; 2001, N 31, ст. 3281; 2002, N 41, ст. 3986; 2006, N 13, ст. 1408; N 47, ст. 4897; 2008, N 11, ст. 1030; , N 2, ст. 234) приказываю:

    Утвердить прилагаемый Порядок работы Комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

    И. о. руководителя А.И.Саурин

    Приложение

    П О Р Я Д О К

    работы Комиссии по проведению конкурса на замещение должности

    руководителя федерального государственного унитарного

    предприятия, подведомственного Федеральной службе

    по ветеринарному и фитосанитарному надзору

    1. Порядок работы Комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее — Порядок), разработан в целях регламентации деятельности Комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее — Комиссия).

    2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Порядком. 3. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии. Председатель, заместитель председателя и члены Комиссии имеют право решающего голоса.

    4. В состав Комиссии, помимо представителей Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее — Служба), включается с правом решающего голоса представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также может включаться с правом решающего голоса полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе, на территории которого находится унитарное предприятие. К работе Комиссии на любом этапе могут привлекаться эксперты с правом совещательного голоса.

    5. Персональный состав Комиссии утверждается приказом руководителя Службы.

    6. Организацию работы Комиссии осуществляет секретарь Комиссии, который:

    а) ведет протоколы заседаний Комиссии;

    б) доводит решения Комиссии до сведения заинтересованных лиц и контролирует исполнение решений Комиссии;

    в) уведомляет членов Комиссии и экспертов, привлеченных к работе Комиссии, о проведении заседания Комиссии;

    г) готовит материалы к заседаниям Комиссии;

    д) готовит запросы и обобщает материалы, необходимые для работы Комиссии;

    е) ведет делопроизводство Комиссии;

    ж) осуществляет иные действия по поручению председателя Комиссии.

    7. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.

    8. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии с правом решающего голоса.

    Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствует не менее половины ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании Комиссии. В случае, когда присутствие члена Комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (болезнь, командировка и т. п.), должна производиться его замена с внесением соответствующего изменения в состав Комиссии.

    9. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами Комиссии, имеющими право решающего голоса. При подписании протоколов мнение членов Комиссии выражается словами «за» или «против».

    10. Комиссия готовит информационное сообщение о проведении конкурса (далее — информационное сообщение), которое должно быть опубликовано не позднее чем за 30 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса.

    11. Информационное сообщение должно включать:

    а) наименование, основные характеристики и сведения о местонахождении предприятия;

    б) требования, предъявляемые к претенденту на замещение должности руководителя предприятия;

    в) дату и время (час, минуты) начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

    г) адрес места приема заявок и документов;

    д) перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;

    е) дату, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы Комиссии и подведения итогов конкурса;

    ж) номера телефонов и местонахождение Комиссии;

    з) адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями, и порядок ознакомления с этими сведениями;

    и) порядок определения победителя;

    к) способ уведомления претендентов на замещение должности руководителя предприятия и его победителя об итогах конкурса;

    л) иные положения, содержащие требования к претендентам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

    м) основные условия трудового договора.

    12. Одновременно c подготовкой информационного сообщения Комиссия составляет перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов на замещение должности руководителя предприятия и представляет его на утверждение руководителю Службы.

    Перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов на замещение должности руководителя предприятия, утвержденный руководителем Службы, Комиссия размещает для всеобщего ознакомления на официальном сайте Службы.

    На основе перечня вопросов для тестовых испытаний претендентов на замещение должности руководителя предприятия Комиссией составляются тесты, содержащие не менее 50 вопросов, которые должны обеспечить проверку знания претендента:

    а) отраслевой специфики предприятия;

    б) основ гражданского, трудового, налогового, банковского законодательства;

    в) основ управления предприятием, финансового аудита и планирования;

    г) основ маркетинга;

    д) основ оценки бизнеса и оценки недвижимости.

    Комиссия утверждает предельное количество (либо процент) неправильных ответов. При этом количество (процент) неправильных ответов не может быть более 25 процентов от числа вопросов, содержащихся в тесте.

    13. Для участия в конкурсе претенденты представляют в Комиссию в установленный в информационном сообщении срок следующие документы:

    а) заявление, листок по учету кадров, фотографию;

    б) заверенные в установленном порядке копии трудовой книжки и документов об образовании государственного образца;

    в) предложения по программе деятельности предприятия (в запечатанном конверте);

    г) иные документы, предусмотренные в информационном сообщении. Комиссия проверяет правильность оформления представленных претендентами на замещение должности руководителя предприятия документов и ведет их учет.

    14. С момента начала приема заявок Комиссия предоставляет каждому претенденту возможность ознакомления с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия.

    15. К участию в конкурсе допускаются физические лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия, опыт работы на руководящей должности, как правило, не менее года и отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя предприятия.

    16. Комиссия не принимает заявки с прилагаемыми к ним документами, если они поступили после истечения срока приема заявок, указанного в информационном сообщении, а также если они представлены без необходимых документов.

    17. По окончании срока приема документов от претендентов на замещение должности руководителя предприятия Комиссия принимает

    решение о допуске этих претендентов к участию в конкурсе.

    Комиссия отказывает претендентам в допуске к участию в конкурсе на замещение должности руководителя предприятия в случае, если:

    а) представленные документы не подтверждают право претендента занимать должность руководителя предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    б) представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении, либо они оформлены ненадлежащим образом, либо не соответствуют условиям конкурса или требованиям законодательства Российской Федерации.

    Решение Комиссии о допуске или отказе в допуске претендентов на замещение должности руководителя предприятия к участию в конкурсе оформляется протоколом.

    18. О допуске или отказе в допуске претендента на замещение должности руководителя предприятия к участию в конкурсе Комиссия уведомляет претендента почтовым отправлением (заказным письмом с уведомлением о вручении) с указанием причины такого отказа.

    19. Конкурс на замещение должности руководителя предприятия проводится в два этапа. Для участия в первом этапе конкурса приглашаются все допущенные к участию в конкурсе претенденты.

    20. Первый этап конкурса проводится в форме тестовых испытаний (письменно).

    21. На первом этапе конкурса Комиссия проводит письменные тестовые испытания претендентов. Продолжительность тестового

    испытания составляет один час.

    Каждому претенденту выдаются тесты, прошитые и заверенные председателем и секретарем Комиссии, и незаполненный бланк таблицы ответов на тестовые испытания. Претендент, получив тест, расписывается на нем, ставит дату и, отвечая на вопросы, напротив правильного ответа делает отметку «X».

    После заполнения претендентом бланка таблицы ответов на тестовые вопросы секретарь Комиссии в присутствии членов Комиссии определяет количество правильных и неправильных ответов путем наложения специального трафарета.

    По окончании тестовых испытаний Комиссия подводит итоги тестовых испытаний и принимает решение о допуске претендента ко второму этапу.

    Комиссия знакомит каждого претендента с результатами его тестовых испытаний и объявляет претендентам о принятом решении непосредственно после заседания.

    Результаты тестовых испытаний и решение Комиссии о допуске претендентов ко второму этапу конкурса заносятся в протокол.

    22. На втором этапе конкурса Комиссия рассматривает предложения претендентов по программе деятельности предприятия.

    Рассмотрение предложений по программе деятельности предприятия каждого претендента проводится индивидуально. Комиссия в присутствии претендента вскрывает запечатанный конверт и заслушивает его по представленной им программе деятельности предприятия.

    Члены Комиссии и эксперты могут задавать вопросы по представленной претендентом программе деятельности предприятия.

    При наличии более 3 претендентов Комиссия может принять решение об их заслушивании в течение нескольких рабочих дней.

    После заслушивания всех претендентов Комиссия в отсутствие претендентов определяет наилучшую программу деятельности предприятия из числа предложенных претендентами.

    23. Победителем конкурса признается претендент, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший, по мнению Комиссии, наилучшую программу деятельности предприятия.

    В случае, если ни одна из предложенных программ деятельности предприятия не признана удовлетворительной, победитель конкурса не определяется.

    24. Решение Комиссии об итогах второго этапа конкурса и победителе конкурса заносится в протокол.

    25. Об итогах проведенного конкурса Комиссия уведомляет претендентов и победителя конкурса непосредственно на заседании Комиссии и почтовым отправлением (заказным письмом с уведомлением о вручении) не позднее 5 дней с момента проведения конкурса.

    Комиссия размещает на официальном сайте Службы итоги конкурса не позднее двух недель с момента его проведения.

    26. Данные о победителе конкурса направляются руководителю Службы для заключения с ним в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового договора.

    27. Протоколы заседаний Комиссии и иные документы, связанные с проведением конкурса, передаются на хранение в кадровое подразделение Службы.

    Источники:
    thitsins.yu-liker.com, www.26-2.ru, rusinfocenter.ru, forum.garant.ru, www.fsvps.ru

    Следующие бланки:

    23 апреля 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения