Статья 27 ГПК РФ. Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

Oct 20, 2020
  • 2020

Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ О Верховном Суде Российской Федерации . 

Комментарий к статье 27 ГПК РФ. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации 

Статья 27 ГПК РФ носит отсылочный характер. Причем такая редакция статьи появилась в Гражданском процессуальной кодексе только в марте 2014 года. Следует учитывать, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам. К его подсудности относятся самые значимые дела, которые затрагивают интересы государственных органов власти на федеральном уровне.

На сегодняшний день Верховный Суд РФ объединяет всю судебную власть в стране. В Верховном Суде РФ могут быть проверены все гражданские дела, таким образом, правила подведомственности, закрепленные в статье 22 ГПК РФ на этот суд не распространяются.

Согласно статьи 2 Федерального конституционного закона О Верховном Суде Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций
  • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
  • об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом
  • об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена
  • о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации
  • о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума
  • об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы
  • о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.
  • В статье 27 ГПК РФ был приведен полный перечень дел, подсудных Верховному суду РФ. Следует учитывать изложенные правила при определении подсудности районных судов (статья 24 ГПК РФ).

    Статья 27. Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

    Опубликовано 24-02-2011

    1. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

    1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации

    Пункт 2 части первой статьи 27 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П.

    2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций

    Примечание.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом от 09.11.2009 N 4-ФКЗ Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

    3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков)

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 246-ФЗ)

    4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации

    5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума

    (п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

    6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации

    7) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

    (п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

    8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

    (п. 8 введен Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ)

    2. Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации могут быть отнесены и другие дела.

    Комментарий к статье 27

    1. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.

    2. Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов органов государственной власти, предусмотренные п. п. 1, 2 ч. 1 настоящей статьи. В связи с этим необходимо разграничивать компетенцию Верховного Суда РФ с Конституционным Судом РФ. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

    а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ

    б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ

    в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ

    г) не вступивших в силу международных договоров.

    Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

    3. В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 1, 21 и 22 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации от 18 июля 2003 г. по делу о проверке конституционности положений ст. ст. 115 и 231 ГПК РСФСР, ст. ст. 26, 251 и 253 ГПК РФ, ст. ст. 1, 21 и 22 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации , а также с Постановлением КС N 1-П Конституционный Суд РФ подтвердил недопустимость рассмотрения Верховным Судом РФ дел об оспаривании нормативных правовых актов, посвященных вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, что входит в компетенцию Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, только если при этом не затрагивается вопрос об их конституционности или о конституционности федерального закона, на котором они основаны.

    Так, в соответствии со ст. ст. 118, 126, 127 и 128 Конституции РФ в случае, когда проверка соответствия нормативного акта Правительства РФ федеральному закону невозможна без установления соответствия этих актов Конституции РФ, в частности, с точки зрения закрепленных ею разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти, Верховный Суд РФ не вправе разрешить дело об оспаривании нормативного акта Правительства РФ. Иное означало бы оценку нормативного акта судом общей юрисдикции, определение его соответствия Конституции РФ, а не только федеральному закону, что недопустимо. В том случае, если нормативный акт Правительства РФ принят во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом, судебная проверка нормативного акта Правительства РФ невозможна без установления соответствия такого акта и (или) самого федерального закона Конституции РФ с точки зрения установленных ею разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Поскольку в данном случае возникает вопрос не просто о законности нормативного акта Правительства РФ, а именно о его конституционности, судебная проверка данного акта может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства, а потому производство по делу в Верховном Суде РФ подлежит прекращению.

    4. В п. 3 ч. 1 комментируемой статьи определена подсудность дел о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки. Эти вопросы конкретизируются Законом о статусе судей. В соответствии с п. 2 ст. 13 этого Закона судья, полномочия которого приостановлены или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в тот же срок. Аналогичный порядок обжалования предусмотрен п. 2 ст. 14 названного Закона в отношении прекращения полномочий судей.

    Согласно п. 7 ст. 15 этого же Закона квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям, прекращает отставку судьи. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в вышеуказанном порядке.

    5. При разграничении компетенции между Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ по разрешению вопросов, предусмотренных п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, необходимо учитывать, что Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной власти

    б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

    в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

    Согласно ст. 85 Конституции РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

    6. Ликвидация политических партий по решению Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи) возможна в случаях:

    а) нарушения положения о том, что структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях. Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений

    б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии

    в) неучастия политической партии в выборах в соответствии со ст. 37 Закона о партиях

    г) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее 100 членов политической партии более чем в половине субъектов РФ

    д) отсутствия необходимого числа членов политической партии, предусмотренного п. 2 ст. 3 Закона о партиях

    е) неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях. Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд РФ федеральным уполномоченным органом.

    7. Верховному Суду РФ подсудны дела в сфере избирательных прав исключительно в части деятельности Центральной избирательной комиссии РФ (п. п. 5 и 7 ч. 1 комментируемой статьи). Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией. Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

    Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ составляет четыре года.

    Несмотря на то что Верховному Суду РФ подсудны лишь споры, связанные с деятельностью Центральной избирательной комиссии РФ, нередко возникают споры, связанные с обращением в Верховный Суд РФ с заявлениями о рассмотрении иных дел в сфере избирательных прав. Так, Определением Верховного Суда РФ от 12 января 2006 г. N КАС05-613 заявление о признании недействительными выборов депутатов муниципального образования возвращено правомерно, поскольку заявленные требования неподсудны Верховному Суду РФ и подлежат рассмотрению в районном суде. В соответствии с п. 4 ст. 75 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации дела об оспаривании решений комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня по подсудности, установленной п. 2 названной статьи. Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 15 декабря 2005 г. N ГКПИ2005-1574 об оспаривании результатов выборов депутатов Московской городской думы.

    В случае нарушения норм о подсудности судья возвращает заявление в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.

    Источники: http://vseiski.ru,

    Статья 27 ГпК РФ

    Статья 27. Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

    1. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

    1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации

    2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций

    3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков)

    (пункт 3 в редакции Федерального закона от 09.11.2009 № 246-ФЗ)

    3.1) об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена

    (пункт 3.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 388-ФЗ)

    4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации

    5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума

    (пункт 5 в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

    6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации

    7) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

    (пункт 7 введен Федеральным законом от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

    8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

    (пункт 8 введен Федеральным законом от 30.04.2010 № 69-ФЗ)

    2. Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации могут быть отнесены и другие дела.

    Источники: http://vseiski.ru, www.conventions.ru, grazhd-processualniy-kodeks-rf.com

    Следующие образцы:

    20 октября 2020 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения