Образец приказа о заключении договора с единственным поставщиком

Mar 28, 2024
  • 2024

Порядок заключения контракта с единственным поставщиком. Основания и практика

Порядок заключения контракта с единственным поставщиком

Основания и практика

Д.М. Баширова,

заместитель начальника правового отдела

Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Правоприменительная практика заключения контрактов с единственным поставщиком требует подробного разбора и анализа. Ошибка при выборе способа размещения заказа грозит признанием контракта недействительным.

Положениями ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее - Закон № 94-ФЗ) установлены такие незыблемые принципы размещения заказов как:

• эффективное использование бюджетных средств и средств внебюджетных источников финансирования;

• расширение участия физических и юридических лиц в размещении заказов;

• развитие добросовестной конкуренции.

Тем не менее, ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ предусмотрена такая форма размещения заказа как заключение контракта c единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков осуществляется исключительно в форме торгов. Вместе с тем, в ст. 55 Закона № 94-ФЗ законодателем предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается заключение контракта без проведения торгов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), основанный на предмете размещаемого заказа.

Следует отметить, что заключение контракта без проведения конкурентных процедур в случаях, предусмотренных ст. 55 Закона № 94-ФЗ, не является обязанностью заказчика, в связи с чем в таких ситуациях им могут использоваться и иные формы размещения заказа.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в правоприменительной практике основания для заключения контракта с единственным поставщиком.

Естественным монополиям - особые условия

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ заказчик вправе размещать заказ путем заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ “О естественных монополиях” (далее - Закон № 147-ФЗ).

Указанное основание для заключения заказчиком контракта без проведения конкурентных процедур в первую очередь связано с понятием “естественная монополия”. В ст. 3 Закона № 147-ФЗ оно определяется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Таким образом, сферы осуществления предпринимательской деятельности, освобожденные от соблюдения правил конкурентности, законодательно установлены.

Сферу деятельности субъектов естественных монополий, с которой должен соотноситься предмет заключаемого контракта, ст. 4 Закона № 147-ФЗ определяет следующим образом:

• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

• транспортировка газа по трубопроводам;

• железнодорожные перевозки;

• услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

• услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

• услуги по передаче электрической энергии;

• услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

• услуги по передаче тепловой энергии;

• услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Кроме того, при заключении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ следует не только соотносить предмет контракта со сферой деятельности организации - единственного поставщика, но и проверить наличие указанной организации в реестре субъектов естественных монополий. Ведение реестра осуществляется на основании приказа ФСТ России от 30.08. № 417-э “Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль” при исполнении полномочий, возложенных на ФСТ России постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам”.

Однако необходимо отметить, что заключение контракта с единственным исполнителем на оказание услуг международной связи и высокоскоростного доступа к сети Интернет необходимо осуществлять путем проведения конкурентных процедур.

Согласно ст. 4 Закона № 147-ФЗ к сферам действия естественных монополий относятся, в т. ч. услуги общедоступной электросвязи. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 “О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи” утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи. По данному перечню к услугам общедоступной связи относятся такие виды телефонных соединений, как междугороднее, местное и внутризоновое. При этом в их число не входят международное телефонное соединение и соединение, установленное при помощи сети Интернет.

Указанная позиция отражена в письмах Минэкономразвития России от 22.12.2009 № Д22-1626 “О разъяснении применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ” и ФАС России от 10.09.2009 № АЦ/31448 “О разъяснении законодательства”.

Исключения для исполнительной власти

В п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ предусмотрена возможность заключения заказчиком контракта с единственным подрядчиком, исполнителем. Такое право предоставляется заказчику в случае возникновения у него потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Применяя положения п. 5 ч. 2 ст 55 Закона № 94-ФЗ, необходимо соблюдать следующие правила:

• указанная норма может быть использована заказчиком в качестве основания для заключения контракта с единственным подрядчиком или исполнителем исключительно в случае размещения заказа на выполнение работ или оказание услуг, но не на поставку товаров;

• единственным подрядчиком (исполнителем) в данном случае может быть один из следующих субъектов:

- орган исполнительной власти;

- государственное учреждение;

- унитарное предприятие.

• выполнение работ или оказание услуг, являющихся предметом заключаемого контракта, должно осуществляться вышеуказанными субъектами на основании предоставленных им полномочий, устанавливаемых нормативно-правовыми актами РФ или субъекта РФ.

Например, основанием для заключения контракта на авиаперевозку груза гуманитарной помощи стало постановление Правительства РФ от 10.05.1995 № 457 “О создании государственного унитарного авиационного предприятия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий”, согласно которому предприятие создается в целях обеспечения оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, проведения специальных авиационных поисково-спасательных операций, своевременной доставки сил и средств Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в районы аварий, катастроф и стихийных бедствий как на территории России, так и за ее пределами.

В иных случаях полномочия, предусмотренные п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, могут быть определены системой нормативно-правовых актов.

Так, основанием для заключения контракта на выполнение НИОКР по теме: “Комплексные исследования водных биологических ресурсов и среды их обитания в море и его заливах, осуществление наблюдения за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, а также средой их обитания в целях определения объемов их изъятия, разработки рекомендаций по рациональному использованию биоресурсов” стали положения следующих нормативно-правовых актов.

Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2005 № 195-р “Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минсельхоза России, Россельхоза и Росрыболовства”, утвержден перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Росрыболовства.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” порядок определения и утверждения общего допустимого улова водных биоресурсов и его изменения устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с п. 4 Положения об определении и утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 583 (ныне утратило силу) подготовку материалов, обосновывающих общие допустимые уловы, осуществляют научно-исследовательские организации, находящиеся в ведении Росрыболовства.

Примером правомерного заключения контракта с единственным исполнителем - органом исполнительной власти на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ может служить размещение заказа на оказание услуг охраны государственной собственности МВД России.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ “О государственной охране”, государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел РФ и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки РФ, Вооруженные Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.

В соответствии с Положением о МВД России, утвержденным указом Президента РФ от 19.07.2004 № 927 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации”, к его основным задачам относится организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организаций.

Следовательно, государственная охрана имущества и организаций закреплена только в Положении о МВД России.

Указанная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 18.01.2008 № Д04-93 “По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ”.

Таким образом, при выборе способа размещения заказа путем заключения контракта с единственным подрядчиком (исполнителем) необходимо установить нормативно-правовую базу деятельности потенциального субъекта, выполняющего работы (оказывающего услуги) по такому контракту.

Кроме того, в целях соблюдения заказчиком положений ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ целесообразно установить соответствие представленных полномочий организации, с которой заключается контракт, содержанию предмета такого контракта, определенного в техническом задании. Упрощению данной процедуры может служить изучение устава указанной организации, конкретизирующего ее полномочия, предусмотренные положениями нормативно-правовых актов.

Не редки случаи, когда заказчиком при заключении контракта с единственным подрядчиком (исполнителем) на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, намеренно расширяется предмет заключаемого контракта путем включения в техническое задание выполнения работ (оказания услуг), сходных по своему содержанию с полномочиями, предоставленными нормативно-правовыми актами, но не поименованными в них. Расширение предмета заключаемого контракта, в свою очередь, приводит к росту цены, а, следовательно, и неэффективному расходованию средств в части предмета заказа, подлежащего размещению иными способами, предусмотренными Законом № 94-ФЗ, - путем проведения торгов или запроса котировок.

Обстоятельства непреодолимой силы

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, (работах, услугах) вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Необходимо отметить, что основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не столько отсутствие времени для проведения иных процедур размещения заказа, сколько наступление такого обстоятельства как непреодолимая сила.

Термин “непреодолимая сила” положениями Закона № 94-ФЗ не закреплен. Однако это устоявшееся понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере размещения заказов.

Согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.

Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.

Традиционно правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.

В теории права указанные обстоятельства носят характеристики случая, т. е. события, которое могло не произойти, если бы было предотвращено ответственным за это лицом.

Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны наличествовать в совокупности.

В частности, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, носящие систематический характер, связанные с осуществлением властных полномочий заказчика. Например, размещение заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера должно осуществляться заказчиком путем предварительного отбора участников размещения заказа перед проведением запроса котировок по правилам гл. 5 Закона № 94-ФЗ.

В иных случаях обстоятельства не могут быть квалифицированы как непреодолимая сила в случае, если заказчик не располагает временными ресурсами для проведения конкурентных процедур размещения заказа.

Так, положения п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ не подлежат применению, если установлено, что причиной заключения контракта с единственным поставщиком при наступлении обстоятельств непреодолимой силы явилось предыдущее бездействие должностных лиц. Указанное бездействие могло выражаться в неразмещении заказа в срок, установленный графиком выполнения работ, в т. ч. по профилактике, ремонту, замене и необходимому плановому обслуживанию оборудования, зданий и строений.

Также не является правомерным заключение контракта по п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ в случае, если обстоятельства носят, на первый взгляд, признаки чрезвычайности, но на самом деле стали следствием халатного отношения к имуществу и исполнению возложенных на должностное лицо обязанностей по его содержанию.

Согласно письму ФАС России от 26.09.2007 № ИА/17413 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, поступление бюджетных средств в конце финансового года в сроки, не позволяющие осуществить использование, размещение бюджетных средств в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом № 94-ФЗ, не может рассматриваться как потребность в определенных товарах (работах, услугах) вследствие непреодолимой силы. А значит не признается основанием для размещения заказа у единственного поставщика в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Кроме того, для освобождения заказчика от ответственности за нарушение положений Закона № 94-ФЗ необходимо установление причинно-следственной связи между предметом заключаемого контракта и обстоятельствами непреодолимой силы.

Согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, размещение заказа на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, может осуществляться путем заключения контракта или гражданско-правового договора с единственным поставщиком (по указанию Банка России от 20.06.2007 № 1843-У “О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя” предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 тыс. руб.).

Необходимо отметить, что оплата по такому контракту, гражданско-правовому договору может осуществляться и в безналичной форме, т. к. к отношениям в сфере размещения заказов применяются нормы данного указания Банка России в части определения размера цены заключаемого контракта или договора, но не способа его оплаты.

Кроме того, согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, а также письму Минэкономразвития России от 03.03.2009 № Д05-1080 “О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ”

в течение одного квартала заказчик вправе размещать заказы на поставки одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом указанный срок исчисляется, исходя из календарного квартала года.

Понятие одноименности товаров (работ и услуг) установлено в ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ и определяется на основе включения таких товаров (работ, услуг) в одну группу номенклатуры товаров (работ услуг), утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Штрафные санкции

Административную ответственность за неправомерное заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренную положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), можно разбить на следующие группы в зависимости от того, какие именно нормы материального или процессуального права нарушены заказчиком.

Если заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ, заключив контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если такой контракт должен был быть заключен по итогам проведения торгов или запроса котировок, то в соответствии с ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ должностное лицо заказчика, подписавшееео указанный контракт, наказывается штрафом в размере 30 тыс. руб.

Вместе с тем, пп. 5, 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ предусматривают обязанность по направлению соответствующих сведений о заключенном контракте в определенные сроки в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти.

При заключении контракта с единственным поставщиком на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ заказчик обязан в срок не позднее 1 рабочего дня со дня заключения контракта уведомить об этом уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральные органы исполнительной власти с приложением копии контракта.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, на заказчика возлагается обязанность в срок не позднее 3 рабочих дней со дня заключения контракта уведомить соответствующие органы, приложив к уведомлению не только копию заключенного контракта, но и копию акта обследования аварии или документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт.

В случае не направления в уполномоченный орган необходимых копий документов либо нарушения срока направления копий документов, предусмотренных пп. 5, 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, на должностное лицо, подписавшее такое уведомление без приложения к нему документов или нарушившее срок такого уведомления, согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ, налагается административная ответственность в виде штрафа в размере 10-50 тыс. руб.

Нарушение срока направления уведомления о заключении контракта на первый взгляд не влечет наступления неблагоприятных последствий. Вместе с тем, указанное действие напрямую препятствует осуществлению ФАС России функций по применению соответствующих мер реагирования.

Согласно п. 2 приказа ФАС России от 14.05.2008 № 163 “О действиях Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, при выявлении нарушений законодательства РФ о размещении заказов, в т. ч. касающихся выбора способа размещения заказа, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 млн руб и более и на момент установления факта соответствующего нарушения данный контракт заключен, а срок исполнения обязательств по нему не истек, ФАС России обязана обратиться в арбитражный суд с иском о признании размещения заказа и соответствующего контракта недействительным, а также о применении последствий недействительности сделки, в т. ч. в части неисполненных обязательств.

Комитет финансового контроля

Об изменении порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиков, исполнителем).

Комитет финансового контроля администрации Волгограда обращает внимание на изменение с 01 января года порядка осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федеральный закона от 05 апреля года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) при признании электронного аукциона несостоявшимся.

Федеральным законом от 31.12. № 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пункт 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ внесены изменения в части исключения согласования заключения контракта с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок при признании несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с частями 1 - 3.1 статьи 71 Федерального закона № 44-ФЗ, то есть:

• в случае если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем

• в случае если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником

• в случае если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 Федерального закона № 44-ФЗ в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта

• в случае если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем.

При признании электронного аукциона несостоявшимся в соответствии с частями 1 - 3.1 статьи 71 Федерального закона № 44-ФЗ контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в порядке и сроки установленные статьей 70 Федерального закона № 44 – ФЗ.

Таким образом, с 1 января года осталась необходимость согласования с комитетом финансового контроля администрации Волгограда (органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Волгограда) заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ:

• в случаях признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55 Федерального закона № 44-ФЗ;

• в случае признания несостоявшимся запроса предложений в соответствии с частью 18 статьи 83 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частью 18 статьи 83 данного Федерального закона с согласованием с комитетом финансового контроля администрации Волгограда (органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Волгограда).

Контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки.

Министерством экономического развития Российской Федерации приказом от 13 сентября года № 537 утвержден «Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Порядок).

Для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику необходимо следовать правилам установленным данным Порядком.

1. Для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частью 18 статьи 83 Федерального закона от 05 апреля г. № 44-ФЗ заказчик направляет в комитет финансового контроля администрации Волгограда (далее – комитет финансового контроля) письменное обращение, подписанное уполномоченным должностным лицом заказчика по адресу: ул. 13-й Гвардейской, д. 12, Волгоград, 400005.

Данное обращение должно содержать информацию о признании несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений, дату и номер извещения об осуществлении закупок в единой информационной системе в сфере закупок (рекомендуемый образец прилагается) .

3. К обращению должны быть приложены следующие информация и документы:

3.1. Документация о закупках, а также разъяснения и изменения к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком), копии протоколов, составленных в ходе проведения закупок. Копии представляемых документов должны быть надлежаще заверены.

3.2. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) (наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить контракт.

3.3. Обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям Федерального закона и документации о закупках (рекомендуемый образец прилагается).

3.4. Документ о согласии указанного в обращении поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт в соответствии с требованиями и условиями документации о закупках и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении об осуществлении закупки, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки (рекомендуемый образец прилагается).

3.5. Доверенность, выданная и оформленная в соответствии с гражданским законодательством, или ее заверенная копия, либо документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика (копия решения о назначении или об избрании либо приказ о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заказчика без доверенности).

4. При этом если обращение направлено по результатам несостоявшегося повторного конкурса или несостоявшегося запроса предложений, проведенного в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Федерального закона № 44-ФЗ, к такому обращению также должны быть приложены документы по всем предшествующим несостоявшимся процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), явившимся основанием для проведения такого повторного конкурса, запроса предложений.

5. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в комитет финансового контроля в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.

6. По результатам рассмотрения обращения комитет финансового контроля принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления обращения.

7. В случае непредставления указанных документов или информации, комитет финансового контроля дополнительно запрашивает у заявителя информацию (документы), которые должны быть представлены в комитет финансового контроля в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения запроса заявителем. Указанный запрос оформляется в виде письма и направляется заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента поступления обращения. При этом рассмотрение обращения приостанавливается до представления информации (документов). В случае непредставления информации в указанный срок комитет финансового контроля не рассматривает принятое обращение и возвращает его заявителю.

8. В ходе рассмотрения обращения комитет финансового контроля вправе:

• рассматривать дополнительные документы и информацию, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения обращения;

• приглашать лиц, чьи интересы могут быть затронуты решением контрольного органа;

• привлекать к рассмотрению обращения независимых экспертов.

9. Комитет финансового контроля отказывает в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях:

• если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

- неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- установление в документации о закупках требований к участникам закупки, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- установление в документации о закупках требований к товару, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

• выявления факта необоснованного ограничения заявителем круга участников проведенных закупок.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

Особенности заключения контрактов с единственным поставщиком в рамках контрактной системы

Журнал "Госзакупки.ру"

В статье рассматривается вопрос о случаях размещения заказа у единственного поставщика в Законе о контрактной системе в сравнении с положениями, предусмотренными в Законе № 94-ФЗ относительно этой формы государственных закупок, а также поднимается неоднозначная проблема заключения договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в устной форме.

Большинство норм Закона о контрактной системе вступает в силу с 1 января г. а отдельные положения - с , 2016 и 2017 гг.

Сфера действия Закона о контрактной системе становится гораздо шире, а именно регулируются вопросы планирования, размещения и исполнения; добавляются понятия «мониторинг», «аудит». Законодатель устанавливает такие способы закупки как:

  • запрос котировок (при условии что начальная (максимальная) цена не превышает 500 тыс. руб. совокупный годовой объем до 10% от плана-графика и не больше 100 млн руб. в год);
  • запрос предложений (определены случаи);
  • конкурс:
  • - открытый;

    - двухэтапный (только НИР, проектные работы, инновации, произведения искусства);

    - с ограниченным участием (ограниченный перечень устанавливает Правительство РФ);

  • аукцион (перечень устанавливает Правительство РФ и субъект РФ).
  • Рассматриваемые выше способы закупки являются конкурентными, однако предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика.

    Порядок действий заказчиков, если при проведении торговых процедур подано 0 заявок

    При размещении муниципальных заказов может возникнуть ситуация, что на момент окончания срока подачи заявок не подано ни одной заявки. Комиссия составляет и подписывает протокол о том, что торги признаны несостоявшимися.

    Как поступить в сложившейся ситуации заказчикам, чтобы не нарушить сроки поставки или выполнения работ?

    Федеральным законом № 94-ФЗ в данном случае для заказчиков предусмотрена возможность заключения договора с поставщиком, которого выберет сам заказчик. Для этого заказчику необходимо согласование на заключение договора с единственным поставщиком, полученное в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамента экономического развития Администрации Кемеровской области). При этом срок указанного согласования должен быть не более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)

    Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) установлен приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 3 мая 2006 г. № 124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)».

    Приказ Минэкономразвития от 03.05.2006 № 124, скачать

    При размещении заказа способом запроса котировок

    Федеральный закон № 94-ФЗ, часть 7 статья 46:

    «В случае, если не подана ни одна котировочная заявка, заказчик вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок. При этом заказчик вправе изменить условия исполнения контракта».

    Федеральный закон № 94-ФЗ, часть 8 статья 46:

    «В случае, если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка, заказчик вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок или направить документы о проведенных запросах котировок и об отсутствии котировочных заявок соответственно в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. По согласованию с таким органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных извещением о повторном проведении запроса котировок, и цена заключенного контракта не должна превышать максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок».

    Пример обращения о согласовании - ЗК, скачать

    Форма и пример письма поставщика о согласии заключить договор, скачать

    При размещении заказа способом открытого аукциона в электронной форме

    Федеральный закон № 94-ФЗ, часть 21 статья 41.8:

    « В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подана только одна заявка или не подана ни одна заявка, открытый аукцион в электронной форме признается несостоявшимся».

    Федеральный закон № 94-ФЗ, часть 15 статья 41.11:

    « В случае, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданная участником открытого аукциона, принявшим участие в открытом аукционе, признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме… Заключение контракта с участником открытого аукциона, подавшим такую заявку на участие в открытом аукционе, осуществляется в соответствии с частями 3-8, 11, 12, 17-19 статьи 41.12 настоящего Федерального закона».

    Федеральный закон № 94-ФЗ, часть 14 статья 41.12:

    «… В случае, если все участники открытого аукциона, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя открытого аукциона…, признаны уклонившимися от заключения контракта, заказчик принимает решение о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся. В этом случае заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с частью 1 статьи 40 настоящего Федерального закона. При этом такой контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, и цена такого контракта не должна превышать предложенную при проведении открытого аукциона наиболее низкую цену контракта»

    Федеральный закон № 94-ФЗ, часть 1 статья 40:

    «В случаях, если аукцион признан несостоявшимся… заказчик вправе объявить о проведении повторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, цена такого контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого аукциона».

    Пример обращения о согласовании - ОАЭФ, скачать

    Форма и пример письма поставщика о согласии заключить договор, скачать

    Информация о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком

  • Рекомендуемая Форма обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (в формате .doc 12Kb )
  • Министерство экономического развития Республики Карелия (далее – Министерство) рекомендует для использования в работе при подготовке документов образец формы обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – обращение) в случае принятия Заказчиком решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон).

    В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября года № 537 «Об утверждении порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Порядок) контрольным органом осуществляется рассмотрение поступившего обращения, в том числе на предмет соответствия проведенных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

    По результатам рассмотрения обращения контрольный орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления обращения.

    В случае непредставления документов или информации, указанных в Порядке, контрольный орган дополнительно запрашивает у заявителя информацию (документы), предусмотренные Порядком, которые должны быть представлены в контрольный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения запроса заявителем. Указанный запрос оформляется в виде письма и направляется заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента поступления обращения. При этом рассмотрение обращения приостанавливается до представления информации (документов). В случае непредставления информации в указанный срок контрольный орган не рассматривает принятое обращение и возвращает его заявителю.

    Обращение Заказчика, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию контрольного органа, направляется в течение 3 рабочих дней со дня его регистрации по подведомственности, с уведомлением заказчика (уполномоченного органа, уполномоченного учреждения), направившего обращение, о переадресации обращения.

    Контрольный орган отказывает в согласовании возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях:

    1) если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

    неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

    установление в документации о закупках требований к участникам закупки, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

    установление в документации о закупках требований к поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки;

    2) выявления факта необоснованного ограничения заявителем круга участников проведенных закупок в случае обращения о возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Министерство рекомендует Заказчикам согласовывать с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) цену государственного контракта (гражданско-правового договора) ниже начальной (максимальной) цены контракта.

    Обращаем ваше внимание, что ответственность за достоверность сведений и документов, направляемых в Министерство, несет Заказчик.

    Образец приказа о заключении договора с единственным поставщиком

    Источники:
    fas.gov.ru, www.volgadmin.ru, www.pro-goszakaz.ru, www.belovo42.ru, www.gov.karelia.ru

    Следующие бланки:

    28 марта 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения