Приказы по охране труда на предприятии образцы рб

Apr 25, 2024
  • 2024

БИЗНЕС КОНСУЛЬТАНТ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, вероятно, обратили внимание на то, что в течение последнего года исполнительные комитеты начали более настойчиво указывать на необходимость создания на каждом предприятии системы управления охраной труда ( СУОТ ).

Что же такое система управления охраной труда . Установлена ли законодательством Республики Беларусь обязанность по ее созданию? Какая ответственность предусмотрена законодательством Республики Беларусь за отсутствие на предприятии системы управления охраной труда ?

О системе управления охраной труда как об инструменте повышения качества и конкурентоспособности продукции и работ в Республике Беларусь говорят давно. Вместе с тем задача по ее созданию и внедрению на предприятиях в государственном масштабе впервые была поставлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2005 N 905, которое утвердило Республиканскую целевую программу по улучшению условий и охраны труда на 2006 - годы. Системы управления охраной труда на предприятиях должны были обеспечивать выявление производственных опасностей, оценку уровней риска травмирования и гибели работников, разработку и реализацию профилактических мер.

24.06.2005 постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь N 28 были утверждены и введены в действие с 01.11.2005 следующие Государственные стандарты Республики Беларусь: СТБ 18001-2005 "Системы управления охраной труда. Общие требования" (далее - СТБ 18001-2005) и СТБ 18002-2005 "Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005" (далее - СТБ 18002-2005).

23.06.2008 был принят Закон Республики Беларусь N 356-З " Об охране труда ", в статье 13 которого закреплена обязанность работодателя обеспечить идентификацию опасностей, оценить профессиональные риски, подготовить и реализовать мероприятия по снижению рисков с проведением анализа их эффективности; другими словами, создать и внедрить на своем предприятии систему управления охраной труда .

24.04.2009 постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь N 19 "Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" был утвержден новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 18001-2009 "Системы управления охраной труда. Требования" (далее - СТБ 18001-2009), который заменил ранее действовавшие стандарты СТБ 18001-2005 и СТБ 18002-2005. СТБ 18001-2009 был введен в действие с 01.10.2009.

29.06. Совет Министров Республики Беларусь постановлением N 982 утвердил новую Республиканскую целевую программу по улучшению условий и охраны труда на - годы. В качестве основной задачи названной программы установлено внедрение систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на их минимизацию.

Так что же такое система управления охраной труда?

Согласно СТБ 18001-2009 под системой управления охраной труда понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда. Другими словами, СУОТ - это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда .

Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению.

Процесс создания и внедрения СУОТ на предприятии включает ряд стадий:

1) анализ действующей на предприятии СУОТ;

2) разработка (корректировка существующей) СУОТ;

3) внедрение разработанной СУОТ;

4) проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;

5) контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;

6) анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.

В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ на предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:

1) идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда;

2) идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками;

3) установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда;

4) определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда;

5) обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда;

6) управление всеми видами документов и данными по охране труда;

7) идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий;

8) осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда;

9) оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда;

10) расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия;

11) управление записями;

12) проведение внутренних аудитов СУОТ;

13) проведение анализа со стороны руководства.

Для предприятия (и особенно для его руководителей) важно знать, как должна "выглядеть" разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти требования законодательства Республики Беларусь. В результате разработки СУОТ предприятие получает условно называемую "документальную" СУОТ, которая состоит из:

руководства по СУОТ - это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором кратко описываются ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;

процедур СУОТ. Процедура - это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.;

рабочих инструкций. Предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда, включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;

записей - документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности. Включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.

Внедрение СУОТ на предприятии осуществляется путем: ознакомления руководителей и работников предприятия со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения руководителями и работниками предприятия своих обязанностей в области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда.

О том, что на предприятии разработана и внедрена СУОТ, желательно уведомить местный исполнительный комитет. На практике такое уведомление осуществляется путем представления в исполком (включая направление по факсу) приказа о внедрении на предприятии СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009. Получив такой приказ, исполком вносит данное предприятие в базу организаций, разработавших и внедривших СУОТ.

В заключение хотелось бы обратить внимание субъектов хозяйствования на то, что за нарушение требований по охране труда законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, статьей 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на нанимателей (юридических лиц) до 400 базовых величин, на уполномоченных должностных лиц нанимателя и индивидуальных предпринимателей - до 50 базовых величин. Статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны труда вплоть до лишения свободы на срок до семи лет.

Помощь: Сколько специалистов по охране труда должно быть в организации?

СКОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДОЛЖНО БЫТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ?

В соответствии со ст.227 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях - свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда принимает наниматель. Обязанности специалиста по охране труда исполняются в порядке совмещения лицом, имеющим соответствующую подготовку (прошедшие обучение), или одним из руководителей организации. В случае невозможности исполнения указанных обязанностей работниками нанимателя он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. Кроме этого, родственные по направлению деятельности организации могут на договорной основе создавать единую службу охраны труда. Создание такой службы осуществляется согласно договору между двумя и более организациями либо на основе распоряжения вышестоящей организации.

Структура и состав службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности производства. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации (его заместителю) и относится к основным структурным подразделениям организации.

При численности работников более 250 человек количество специалистов по охране труда определяется Нормативами численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденными постановлением Минтруда РБ от 23.07.1999 № 94 (далее - Нормативы).

Нормативами установлено оптимальное число специалистов по охране труда для каждой организации. Это вопрос экономический, поскольку уменьшение численности сказывается на эффективности работы службы охраны труда и ведет к увеличению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, т.е. к материальным затратам. В то же время необоснованное увеличение численности специалистов по охране труда повлечет за собой рост затрат на заработную плату, что соответственно вызовет и рост себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг).

Нормативы разработаны с учетом функций службы охраны труда:

- контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

- оперативный контроль за состоянием охраны труда в организациях;

- профилактика производственного травматизма;

- технический надзор за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда, участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда;

- участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности, ведение документации по охране труда;

- организация пропаганды по охране труда, консультирование работников по этим вопросам;

- организация обучения, проверки знаний, проведения инструктажей работников по охране труда.

Нормативы учитывают, что периодичность выполнения отдельных видов работ по охране труда различна и некоторые из них производятся не ежедневно, а рассчитаны исходя из среднегодового объема работы с учетом равномерного его распределения на каждый рабочий день.

Приведенные в Нормативах числовые значения с указанием «до» следует понимать включительно.

При расчете нормативов численности работников необходимо учитывать:

- среднесписочную численность работников;

- среднемесячную численность вновь принятых работников;

- количество самостоятельных структурных подразделений в организации;

- численность работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяемую из государственной статистической отчетности по форме 1-т.

При этом работник учитывается только один раз независимо от того, пользуется он одним или несколькими видами льгот и компенсаций.

Базовые нормативы, при которых вводится должность (одна) специалиста по охране труда:

- в производственной сфере - численность работающих от 100 до 250 человек;

- в других отраслях экономики - от 200 до 250 человек.

Численность работников санитарно-промышленных лабораторий, санитарных врачей, специалистов по охране окружающей среды, по надзору за подъемными сооружениями и другими объектами повышенной опасности, находящимися под надзором специализированных государственных органов, Нормативами не предусмотрена.

Нормативами определено, что в тех случаях, когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстояние свыше 1,5 км - коэффициент 1,4.

При расчете численности специалистов по охране труда для организаций непроизводственной сферы, не связанных с осуществлением потенциально опасных видов деятельности, производствами и объектами повышенной опасности, допускается применение коэффициента 0,5 к значениям нормативной численности, полученным из таблиц 2-6 Нормативов.

По каждой из таблиц устанавливается численность специалистов по охране труда исходя из направления деятельности работников службы охраны труда.

В таблице 1 представлены нормативы численности работников службы охраны труда такого направления деятельности, как контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Состав работ - осуществление контроля за:

- соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

- соблюдением Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30, с внесенными изменениями и дополнениями;

- наличием в подразделениях инструкций по охране труда, своевременным их пересмотром;

- правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.

Также в состав работ указанного направления входят:

- оказание помощи руководителям подразделений организации в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, согласно которым на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации по условиям труда;

- составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб организации) перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

- согласование проектов инструкций по охране труда, стандартов организации, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте;

- доведение до сведения работников организации вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Пример 1

Нормативы численности специалистов по охране труда при среднесписочной численности работников организации 250-500 человек и численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:

- до 100 человек - 0,06;

- от 101 до 350 человек - 0,07.

При среднесписочной численности работников организации от 501-750 человек и численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, нормативы численности составят:

- до 100 человек - 0,07;

- от 101 до 350 человек - 0,08;

- от 351 до 500 человек - 0,09.

Таблица 2 отражает нормативы численности работников службы охраны труда при оперативном контроле за состоянием охраны труда в организациях.

Состав работ - осуществление контроля за:

- выполнением работниками в подразделениях организации требований инструкций по охране труда;

- правильным содержанием производственных и вспомогательных помещений;

- безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств;

- правильной организацией рабочих мест, процессов;

- соблюдением установленных сроков выдачи и испытаний средств индивидуальной защиты;

- техническим состоянием машин и оборудования, в т.ч. подконтрольных органам государственного надзора и контроля;

- правильной эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения;

- соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов.

Служба охраны труда осуществляет также оказание помощи подразделениям организации в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов.

Пример 2

Нормативы численности специалистов по охране труда при среднесписочной численности работников в организации от 250 до 500 человек и количестве самостоятельных структурных подразделений в организации до 5 и при численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:

- до 100 человек - 0,26;

- от 101 до 350 человек - 0,29.

При такой же численности работников в организации и таком же количестве работников с вредными и (или) опасными условиями труда при количестве самостоятельных структурных подразделений в организации от 6 до 10 нормативы численности соответственно составят 0,29 и 0,32.

В таблице 3 приведены нормативы численности при организации работы по профилактике производственного травматизма.

Состав работ включает:

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма и профессиональных заболеваний, участие в оперативных совещаниях по разбору аварий и несчастных случаев на производстве и в разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;

- участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

- доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до работников структурных подразделений, подготовка приказов, предписаний, писем по вопросам охраны труда.

Пример 3

Нормативы численности специалистов по охране труда при среднесписочной численности работников в организации от 250 до 500 человек и численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:

- до 100 человек - 0,13;

- от 101 до 350 человек - 0,14;

- от 351 до 500 человек - 0,16.

При численности работников в организации от 501 до 750 человек нормативы численности составят соответственно: 0,14; 0,16; 0,17.

Таблица 4 предусматривает нормативы численности при техническом надзоре за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда, участии в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда.

Состав работ включает:

- осуществление технического надзора за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда;

- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда;

- согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований охраны труда;

- проведение совместно с соответствующими службами организации с участием профсоюзов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда и т.д.

Пример 4

Нормативы численности специалистов по охране труда при среднесписочной численности работников в организации от 250 до 500 и количестве самостоятельных структурных подразделений в организации:

- до 5 человек - 0,18;

- от 6 до 10 человек - 0,21;

- от 11 до 20 человек - 0,24;

- от 21 до 50 человек - 0,27;

- от 51 до 125 человек - 0,30.

Таблица 5 отражает нормативы численности в таком направлении деятельности, как участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам и ведение документации.

Состав работ включает:

- участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения;

- разработка совместно с руководителями подразделений организации мероприятий по охране труда и доведение их до требований нормативных правовых актов по охране труда, составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;

- организация хранения документации (актов формы Н-1. НП. ПЗ-1 и др.) в соответствии со сроками, определенными нормативными правовыми актами.

Пример 5

Нормативы численности специалистов по охране труда при среднесписочной численности работников в организации от 250 до 500 человек и количестве самостоятельных структурных подразделений организации:

- до 5 человек - 0,13;

- от 6 до 10 человек - 0,15;

- от 11 до 20 человек - 0,19;

- от 21 до 50 человек - 0,20;

- от 51 до 125 человек - 0,23.

При численности работников в организации от 1 001 до 1 500 человек данные нормативы соответственно составят: 0,19; 0,22; 0,26; 0,33; 0,43.

В таблице 6 приведены нормативы численности при организации пропаганды по охране труда, консультировании работников по вопросам охраны труда.

Состав работ включает:

- организацию работы кабинета по охране труда, пропаганды и информации по вопросам охраны труда в организации с использованием для этих целей внутренней радиосвязи, телевидения, видео- и кинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати организации, стенных газет, витрин и т.д.;

- организацию проведения лекций, бесед по охране труда, участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов, проведение конкурсов и общественных смотров по охране труда, организацию обеспечения подразделений организации правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, организацию обмена передовым опытом по охране труда, консультирование работников организации по вопросам охраны труда.

Пример 6

Нормативы численности специалистов по охране труда при среднесписочной численности работников в организации от 250 до 500 человек и количестве самостоятельных структурных подразделений в организации:

- до 5 человек - 0,16;

- от 6 до 10 человек - 0,18;

- от 11 до 20 человек - 0,21;

- от 21 до 50 человек - 0,23;

- от 51 до 125 человек - 0,27.

При численности работников в организации от 1 001 до 1 500 человек эти нормативы соответственно: 0,23; 0,26; 0,32; 0,40; 0,51.

Таблица 7 отражает нормативы численности при организации обучения, проверки знаний, проведения инструктажей работников организации по охране труда.

Состав работ включает:

- оказание методической помощи руководителям структурных подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;

- разработку программы проведения вводного инструктажа по охране труда и проведение названного инструктажа; контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;

- проведение консультаций по вопросам обучения по охране труда;

- участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников организации.

Пример 7

Норматив численности при среднесписочной численности работников в организации от 250 до 500 человек составит:

0,14 + 0,012 х среднемесячную численность вновь принимаемых работников в организации;

при среднесписочной численности работников в организации от 501 до 750 человек:

0,18 + 0,012 х среднемесячную численность вновь принимаемых работников в организации;

при среднесписочной численности работников в организации от 751 до 1 000 человек:

0,23 + 0,012 х среднемесячную численность вновь принимаемых работников в организации;

при среднесписочной численности работников в организации от 1 001 до 1 500 человек:

0,31 + 0,012 х среднемесячную численность вновь принимаемых работников в организации.

Норматив численности, получаемый из таблицы 7. состоит из результата сложения первого числа, учитывающего вопросы обучения, проверки знаний, контроля, и произведения числа 0,012 на среднемесячную численность вновь принимаемых работников в организации (учитывает проведение вводного инструктажа).

Под среднемесячной численностью вновь принимаемых работников в организации следует понимать всех работников, принимаемых ежемесячно на временную или постоянную работу, а также учащихся и студентов, проходящих производственную практику в организации, командированных работников других организаций, выполняющих работы в организации, т.е. всех лиц, с которыми проводят вводный инструктаж.

Общая численность специалистов по охране труда определяется сложением данных, полученных из таблиц 1-7 с округлением до целого числа.

Рассмотрим пример.

Пример 8

В организации со среднесписочной численностью 3 505 человек на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда занято 355 человек. Количество самостоятельных структурных подразделений равно 33. Среднемесячная численность вновь принимаемых работников - 100 человек. Рассчитаем необходимую численность специалистов по охране труда.

В таблице 1 находим нужное нам число - 0,29;

в таблице 7 - 0,92 + (0,012 х 100) = 0,92 + 1,2 = 2,12.

Общая численность работников службы охраны труда при условии, если производство расположено компактно, равно 6 человекам (1,47 + 0,46 + 0,70 + 0,69 + 0,83 + 2,12 = 6,27).

В случае удаления структурных подразделений друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км общая численность службы охраны труда составит 8 человек (6,27 х 1,2 = 7,524).

Если же удалены структурные подразделения друг от друга на расстояние более 1,5 км, общая численность службы охраны труда составит 9 человек (6,27 х 1,4 = 8,778).

В штатное расписание организации могут быть включены следующие структурные подразделения: бюро охраны труда при численности специалистов по охране труда 2-3 человека, включая начальника, отдел - при численности 4 и более человек.

Следует отметить, что работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативно-правовыми актами по охране труда Республики Беларусь, коллективным договором и соглашением по охране труда организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, профессиональными союзами или иными уполномоченными работниками органами, а также с органами государственного управления, надзора и контроля за охраной труда.

Организация труда работников службы охраны труда предусматривает регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений.

Рабочее место специалиста службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стульями, книжным шкафом для хранения документов, обеспечить телефоном и необходимыми средствами оргтехники, нормативно-методической литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов.

Леонид Булаш, экономист

Информационные страницы » Документация по охране труда, которая должна быть на малом предприятии

Данный список составлен, исходя из минимальных требований, которые проверяющий может предъявить к руководителю предприятия:

1. Обучение по охране труда для руководителей и специалистов /Удостоверение/…..ст.225 ТК РФ

2. Приказ о возложении обязанностей: назначение ответственного по охране труда, кто отвечает за проведение инструктажа -ст. 217 ТК, за электрохозяйство….п.1.2.3, 1.2.7 ПТЭЭП, за грузоподъемные работы, за высотные работы, земляные….пр.

3. Журнал учета, действующих инструкций по охране труда на предприятии (№, дата) п.5.9 Пост. Минтруда № 80; ст..211, 212 ТК РФ

4. Журнал вводного инструктажа (прием на работу)…Ст.212, 225 ТК РФ. п 2.1.2. ГОСТ 12.0.004-90

5. Программа вводного инструктажа /текст/…………..…п.2.1.2. ГОСТ 12.0.004-90; ст.212; 225 ТК РФ

6. Журнал инструктажа на рабочем месте: первичный, повторный, целевой, внеплановый /пол-год/

7. Программа инструктажа на РМ /текст/………………… 7.9 и 7.2.2. ГОСТ 12.0.004-90, ст.225 ТК РФ

8. Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ (подлинники) столяр, швея. Ст. 212 ТК. Например: Инструкция по охране труда при работе на ПК, земляные, высотные и др. работы

9. Журнал выдачи инструкций по охране труда (копии работникам и рук подразделений).

10. Журнал учета, выявленных недостатков (замечаний) и их устранение.

11. Журнал учета проверок (мероприятия по контролю: В Москве в Реестре МиСП)……………..ст.9 ФЗ-134

12. Журнал регистрации несчастных случаев. Материалы по расследованию НС: акт по НС, др.

13. Аттестация рабочих мест по условиям труда…………………………. …Ст. 212 ТК РФ

14. Мероприятия по улучшению условий и охране труда с суммами затрат…. …..Ст. 226 ТК РФ

16. Аптечка для оказания первой помощи при несчастном случае.

17. Список работников, кот. проходят медосмотры Приказ Мин-ва здравоохран.№ 90 от 14.03.96, ст..13 ТК

18. Перечень основных законодательных актов по ОТ /литература/: Законы, Правила, стандарты – 54

19. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты СИЗ спец. одежды, обуви, очки и пр. ………..………………. ст. 131 ТК РФ Постановление. Минтруда РФ № 51 от 18.12.1998г.

20. Перечень видов работ и профессий, выполняющих работы повышенной опасности /если есть/.

21. Журнал регистрации наряд-допусков на работы с повышенной опасностью /если есть/

22. Приказ о назначении ответств. лиц за производство работ повышенной опасности /если есть/.

Документы, которые должны быть по электробезопасности:

1. Журнал учета присвоения 1-й гр. электробезопасности неэлектр. персоналу…..п.1.4.4. ПТЭЭП

2. Инструкция проведения инструктажа на 1 гр по электробезоп. Текст……….…….…..п.1.4.4. ПТЭЭП

3. Журнал учета проверки знаний норм и правил работы в электроустановках. п.1.4.3, 1.4.4.ПТЭЭП

4. Протокол собрание по обучению и принятию экзаменов по электробезопасности.

5. Перечень профессий, рабочих мест и должностей ИТР, кот. должны иметь группу по электробезопасности (1-ую группу или выше для работ под напряжением) .………………………………………………..П.1.4.4. ПТЭЭП

Документы, которые должны быть по пожарной безопасности:

  1. Приказ об обеспечении пожарной безопасности: назначение ответ./он обучает/…………..…..п.8 ППБ 01-03
  2. Обучение пожарно-техническому минимуму руководители, специалисты /Удостоверение/……. ППБ 01-03
  3. Инструкция о мерах обеспечения пожарной безопасности на предприятии /типичные помещения/.
  4. ЖУРНАЛ вводного противопожарного инструктажа (при приеме на работу)………………….…ППБ 01-03
  5. Программа вводного противопожарного инструктажа /текст/…………..……………. ППБ 01-03
  6. ЖУРНАЛ инструктажа по пожарной безопасности на рабочем месте (первичный, повторный, целевой..) (каждые полгода).
  7. Инструктаж противопожарный на РМ. Места обесточивания предприятия. Места для курения. Порядок закрытия помещений. Система пож.сигнализации. Выходы 2 шт. Решетки на окнах
  8. План-схема эвакуации. Пан эвакуации чертит арендодатель /Договор аренда/.
  9. Приказ о назначении ответственных за первичные средства пожаротушения /огнетушитель, №, паспорт, дата поверки, сертификат/.
  10. ДЕКЛАРАЦИЯ пожарной безопасности с заявленными рисками (по своему оборудованию)……..Технический регламент пожарной безопасности
  11. Протокол измерения сопротивления линии заземления /обычно у арендодателя-собственника помещения
  12. Протокол (АКТ) проверки работоспособности системы оповещения (пожаротушения) на месте.

Кадровые документы:

  1. Личные карточки работников………………………………….….…Пост. Госкомстата № 1. от 05.01.2004
  2. Штатное расписание ( по классификатору ОК-016-94). Пост. Госкомстата РФ № 1 от 05.01.2004
  3. 3. Правила внутреннего трудового распорядка………………………..…Ст. 91, 100, 108, 189, 190 ТК РФ
  4. Приказ о предоставлении отпусков и график…Ст. 213 ТК Пост. Госкомстата РФ № 1 от 05.01.2004
  5. Трудовые книжки………. Ст. 84-1 ТК РФ; Постановление от 16.04.03 №225 «О трудовых книжках»
  6. Трудовые контракты (договора) ………………………………………………………………….Ст. 57 ТК РФ
  7. Должностные инструкции рабочих и служащих по штатному расписанию. …Ст. 130 ТК РФ

Выдача заработной платы 2 раза в месяц. Расчетные листки по зар/плате……..……. Ст. 136 ТК РФ

Рекомендации по осуществлению административно-общественного (трехступенчатого) контроля за состоянием охраны труда

Утверждено

постановлением Исполкома

профсоюза 20.09.06 г. № 3-8п

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

по осуществлению административно-общественного

(трехступенчатого) контроля за состоянием охраны

труда в организациях строительного комплекса

Российской Федерации

В зависимости от специфики производства, структуры предприятия и масштабов его подразделений административно-общественный контроль проводится в следующем порядке:

на первой ступени. - на участке цеха, в смене или бригаде;

на второй ступени. - в цехе, на производстве или участке предприятия;

на третьей ступени. - на предприятии в целом.

Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия (работодатель) и председатель профсоюзной организации предприятия.

Контроль на первой ступени проводится ежедневно руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) совместно с уполномоченным (доверенным лицом) по охране труда профсоюза.

На первой ступени рекомендуется проверять:

- выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

- состояние условий труда на каждом рабочем месте;

- безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;

- состояние электробезопасности и соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

- соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;

- исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле-и газоулавливающих устройств;

- наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

- наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты и др.

Намечаются мероприятия по устранению выявленных при проверках нарушений и недостатков, определяются сроки и ответственные лица за их исполнение; в случаях, когда нарушения могут причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, руководитель участка приостанавливает работы до полного устранения этих нарушений. О приостановке работ и нарушениях, которые не могут быть устранены силами участка, его руководитель должен сообщить об этом вышестоящему по подчиненности руководителю для принятия соответствующих мер.

Результаты проверки заносятся в Журнал первой ступени контроля, который должен храниться у руководителя участка.

Контроль на второй ступени проводится комиссией, возглавляемой начальником цеха, производства и уполномоченным по охране труда структурного подразделения не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб подразделений (служба технолога, механика, энергетика и др.), специалист службы охраны труда и медработник предприятия (при его наличии).

На второй ступени контроля проверяются:

- организация и результаты работы первой ступени контроля;

- выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступени контроля;

- наличие проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), выполнение заложенных в них решений по охране труда и промышленной безопасности в соответствии со Сводом правил СП 12-136-2002;

- выполнение приказов и распоряжений по вопросам охраны труда руководителей предприятия и подразделения, решений профсоюзного комитета;

- выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев;

- исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых актов по охране труда;

- соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов работы;

- состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

- наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

- своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;

- наличие и правильность использования средств индивидуальной защиты;

- состояние санитарно-бытовых помещений и устройств.

При выявлении грубых нарушений, которые могут причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, начальник цеха приостанавливает работы до полного устранения этих нарушений, о чем информирует руководителя предприятия.

Результаты проверки заносятся в Журнал второй ступени контроля, который должен храниться у начальника цеха. Комиссия намечает мероприятия, а начальник цеха назначает сроки исполнения и ответственных.

Контроль за выполнением намеченных мероприятий осуществляют специалист службы охраны труда предприятия и уполномоченный профсоюзной организации по охране труда.

Контроль на третьей ступени проводится комиссией, возглавляемой работодателем или главным инженером предприятия и председателем профсоюзной организации не реже одного раза в квартал (как правило, один раз в месяц).

В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охране труда (руководитель службы охраны труда), старший уполномоченный профсоюзной организации по охране труда, руководители технических служб предприятия.

На третьей ступени проверяются:

- организация и результаты первой и второй ступеней контроля;

- выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

- выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) и аварий;

- наличие проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работа (ППР), выполнение заложенных в них решений по охране труда и промышленной безопасности в соответствии со Сводом правил СП 12-11136-2002;

- соответствие требованиям строительных норм и правил технического состояния зданий (производственных, административных, бытовых, общественных, складских) и сооружений, помещений, строительных и промышленных площадок;

- выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора и контроля и представлений органов общественного контроля;

- обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

- организация проведения обучения и инструктажей работников по охране труда;

- выполнение работ (инструментальных, лабораторных и эргономических исследований) для аттестации рабочих мест по условиям труда и последующей сертификации производственных объектов;

- соблюдение установленных Правительством РФ норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную;

- предоставление работникам льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

- наличие на предприятиях Комплекта обязательных к применению нормативных правовых актов по охране труда (строительные нормы и правила, своды правил и др. документы) в соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ.

Результаты проверок оформляются актом и обсуждаются на совещании руководителя предприятия с участием профсоюзного актива, а при необходимости с участием представителей органов государственного надзора и контроля.

На совещании заслушиваются руководители производств, цехов, участков, на которых выявлено неудовлетворительное состояние условий и охраны труда и нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда.

Проведение совещания оформляется протоколом и руководитель предприятия издает приказ.

Положение «Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

утверждены

постановлением Министерства

трудаРоссийской Федерации

от1 июля 1993 г. № 129

ПОЛОЖЕНИЕ ОПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ

И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В настоящее время действуетболее 2000 нормативных документов по охране труда (правила, инструкции,методические указания и др.), которые были утверждены министерствами иведомствами бывшего СССР. Значительная часть этих документов устарела и требуеткоренной переработки.

Существовавший ранее порядокпозволял каждому министерству разрабатывать и утверждать нормативные документыпо охране труда по своему усмотрению. Единого акта, регулирующего порядокразработки и утверждения этих документов, не было.

В результате сложилось такоеположение, что на одни и те же технологические процессы было разработанонесколько правил и других нормативных документов по охране труда, поройпротиворечащих друг другу.

С учетом того, что наМинистерство труда Российской Федерации возложено установление порядкаразработки правил и норм по охране труда и утверждение их в пределах своейкомпетенции (Положение о Министерстве труда Российской Федерации, утвержденноепостановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. № 993),специалистами министерства подготовлены Положение о порядке разработки иутверждения правил и инструкций по охране труда и Методические указания поразработке правил и инструкций по охране труда, которыми должныруководствоваться разработчики нормативных актов.

Предлагаемые документыпозволят устранить имеющиеся недостатки в организации создания правил иинструкций по охране труда, повысить их качество.

В связи с введением вдействие Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций поохране труда и Методических указаний о разработке правил и инструкций по охранетруда, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1июля 1993 г. № 129, не применяется Положение о разработке инструкций по охранетруда, утвержденное заместителем председателя Госкомтруда СССР М. М. Кравченкои секретарем ВЦСПС Г. Ф. Сухорученковой 5 декабря 1985 г по согласованию спервым заместителем председателя Госгортехнадзора СССР М. П. Васильчуком 25ноября 1985 г. Основание - письмо Министерства труда Российской Федерации от30.07.93 г. № 1350-РБ).

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1июля 1993 г.                                                                                                   № 129

г. Москва

Об утверждении Положения о порядке разработки

и утверждения правил и инструкций по охране труда

и Методических указаний по разработке правил

и инструкций по охране труда

В целях обеспечения единыхпринципов и требований по разработке правил и инструкций по охране труда и созданиянормативной базы Министерство труда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Положение опорядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда иМетодические указания по разработке правил и инструкций по охране трудасогласно приложениям № 1 и 2.

2. Управлению охраны труда -Всероссийской государственной экспертизе условий труда Министерства трудаРоссийской Федерации совместно с министерствами, ведомствами и другими органамиисполнительной власти Российской Федерации организовать разработку новых ипересмотр действующих правил по охране труда, утвержденных министерствами иведомствами бывшего СССР.

Министр труда РоссийскойФедерации                                            Г. Меликьян

Настоящеепостановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13июля 1993 г. № 302

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛ ИИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Приложение № 1

кпостановлению Министерства труда

Российской Федерации

от 1 июля 1993 г. № 129

Настоящее Положениеустанавливает порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания,распространения, отмены правил и инструкций по охране труда, а также надзор иконтроль за их соблюдением.

Положение являетсяобязательным для центральных органов федеральной исполнительной власти, а такжедля предприятий, учреждений, организаций независимо от ихорганизационно-правовых форм и видов собственности, разрабатывающих правила иинструкции по охране труда.

Правила по охране труда неисключают действия стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ),строительных и санитарных норм и правил, а также правил, норм безопасности,утвержденных федеральными надзорами России, и не должны противоречить этим документам.

1. Общие положения

1.1. Понятия, используемые внастоящем Положении:

1.1.1. Нормативный акт по охране труда - акт,устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических,санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных наобеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников впроцессе труда, утвержденный компетентным органом.

К нормативным актам по охране труда относятся: стандарты Системыстандартов безопасности труда (ССБТ), утверждаемые: государственные стандарты(ГОСТ) - Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии исертификации и Государственным комитетом Российской Федерации по вопросамархитектуры и строительства, отраслевые стандарты (ОСТ) - соответствующими центральнымиорганами федеральной исполнительной власти, стандарты предприятия (СТП) -предприятиями;

санитарные правила, нормы игигиенические нормативы, утверждаемые Государственным комитетомсанитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации;

правила устройства ибезопасной эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной,лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности),утверждаемые соответствующими федеральными надзорами России;

правила по охране труда иинструкции по охране труда, утверждаемые в порядке, предусмотренном настоящимПоложением;

организационно-методическиедокументы: положения, методические указания, утверждаемые (рекомендации -одобряются) соответствующими центральными органами федеральной исполнительнойвласти.

1.1.2. Правила по охране труда -нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные дляисполнения при проектировании, организации и осуществлении производственныхпроцессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования,установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании,хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходовпроизводств и т. д.

Правила по охране трудамогут быть межотраслевого и отраслевого назначения.

1.1.3. Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающийтребования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях,на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, гдепроизводятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране трудамогут быть типовые (отраслевые)* и для работников предприятий, участков иконкретного рабочего места**.

_____________

* В дальнейшем- типовые инструкции.

** Вдальнейшем - инструкции для работников.

2. Разработка и утверждение правил и инструкций поохране труда

2.1. Координация проведенияработ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством трудаРоссийской Федерации.

Организация разработкимежотраслевых правил по охране труда осуществляется Министерством трудаРоссийской Федерации, отраслевых правил - соответствующими центральнымиорганами федеральной исполнительной власти.

2.2. В целях достиженияорганизационно-методического единства в разработке правил по охране трудапредусматривается следующий порядок:

разработка и утверждениетехнического задания на разработку правил по охране труда (приложения № 1. 2. 3 кнастоящему Положению);

разработка проекта правил ирассылка его на отзыв в соответствии с перечнем организаций (предприятий),которым должен быть разослан проект правил на отзыв (приложение № 4 кнастоящему Положению);

составление сводки отзывов(приложение № 5 к настоящему Положению);

составление справки о разногласияхпо проекту правил (приложение № 6 к настоящему Положению), подготовкаокончательной редакции;

согласование в соответствиис перечнем организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проектправил (приложение № 7 к настоящему Положению), и представлениепроекта на утверждение;

утверждение и регистрация(учет);

издание (размножение);

рассылка правил.

2.3. В техническом заданиина разработку правил предусматриваются следующие разделы:

основания для разработкиправил;

срок выполнения;

цели и задачи разработкиправил;

характеристика объектаразработки;

перечень основныхтребований, устанавливаемых правилами;

взаимосвязь с другими нормативнымиактами по охране труда;

источники информации;

этапы работ и сроки ихвыполнения;

работы, выполняемыеорганизациями-соисполнителями;

дополнительные требования.

2.5. Межотраслевые правилапо охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, аотраслевые правила - соответствующими центральными органами федеральнойисполнительной власти по согласованию с Министерством труда РоссийскойФедерации.

Правила по охране трудаутверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.

2.6. Типовые инструкцииутверждаются центральными органами федеральной исполнительной власти послепроведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

Действие типовых инструкцийустанавливается с учетом срока действия соответствующих правил по охране труда.

2.7. Требованиямежотраслевых и отраслевых правил по охране труда должны быть согласованы сфедеральными надзорами России в части вопросов, относящихся к их компетенции.

Источники:
businessman-consultant.blogspot.com, www.busel.org, pssm-ot.ru, www.strop-rf.ru

Следующие бланки:

25 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения