Образец приказа о направлении на семинар

Dec 13, 2017
  • 2017

Как оформить направление работника на однодневный семинар в другой город?

Вопрос

Как оформить направление работника на однодневный семинар в другой город или в том же городе, но по другому адресу? В чем заключается особенность оплаты?

Ответ

При направлении работника на семинар, который буде проходить в том же городе, необходимо издать соответствующий приказ (образец представлен ниже). Данный приказ будет являться основанием для посещения учебных занятий. Отметим, что за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ).

Если работник направляется на семинар, который проходит в другой местности, то, соответственно, его поездка должна оформляться как служебная командировка.

Перед тем как направить сотрудника в командировку, нужно оформить:

• служебное задание;

• приказ (распоряжение);

• командировочное удостоверение.

Формы указанных документов утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

При направлении работника на семинар в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок, закрепленные в ст. 187 ТК РФ (подробнее смотрите ниже).

Также отметим, что обучение с точки зрения трудового законодательства является правом, а не обязанностью работника, поэтому без согласия последнего работодатель не может направить его на обучение. Такое согласие нужно получить в письменном виде.

Таким образом, в зависимости от того, где проходит семинар, будет зависеть порядок оформления, а также гарантии и компенсации, предусмотренные для работников, которые направляются работодателем на обучение, но в любом случае за работником сохраняется его средний заработок. Средний заработок должен быть выплачен работодателем сотруднику в сроки, установленные для выплаты зарплаты.

Подробности в материалах Системы:

Журналы: «Кадровое дело», № 1, январь

Повышение квалификации: что должен знать кадровик?

Грамотно оформленные документы - это гарантия безопасности компании при проведении любой проверки. Безупречно оформить бумаги (в точном соответствии с законом и с учетом рекомендаций профильных министерств) в состоянии только специалисты, обладающие высокой квалификацией. Сегодня мы расскажем о том, что должны знать сотрудники кадровых служб, как организовать их профессиональное обучение и как отразить процесс повышения квалификации в локальных актах.

Квалификационные требования

Профессиональный кадровик должен обладать солидной юридической базой. То есть знать не только трудовое право и нормативные акты по кадровому делопроизводству, но и иметь широкие познания в области гражданского, административного законодательства.

Он должен следить за динамикой законодательства: быть в курсе всех последних изменений. Для этого необходимо читать свежую профессиональную литературу, просматривать специализированные форумы*, пользоваться постоянно обновляемыми правовыми системами, периодически повышать квалификацию (в том числе посещая специальные курсы).

Пример

В ООО «Полюс» на работу ночным сторожем пришел устраиваться 17-летний Виталий М. Так как он по решению суда был признан полностью дееспособным (эмансипированным)**, руководитель компании был не против трудоустроить у себя молодого человека. Но опытный кадровик подсказал руководителю, что эмансипированные несовершеннолетние хоть и обладают в полном объеме гражданскими правами и несут обязанности (в том числе самостоятельно отвечают по обязательствам, возникшим вследствие причинения ими вреда), но по нормам трудового права (в силу своего возраста) не могут привлекаться к работе в ночное время (ст. 268 ТК РФ). И трудоустройство Виталия на должность ночного сторожа грозит компании штрафами в соответствии с административным законодательством. В результате Виталию была предложена вакансия курьера, на которую он в итоге и согласился.

Из Трудового кодекса РФ

При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Анонсы

С 1 января текущего года изменился порядок привлечения на работу иностранных граждан. В нововведениях поможет разобраться Яна Метелева . юрист и консультант по вопросам трудового законодательства.

4 мая

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При направлении работника на курсы повышения квалификации или на семинар в другую местность оформлять служебное задание и отчет о его выполнении необязательно.

Обоснование позиции:

Нормативные правовые акты прямо не определяют, какие документы надо оформлять при направлении работника на курсы повышения квалификации или семинары.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Перечень возмещаемых работнику расходов, связанных со служебной командировкой, приведен в ст. 168 ТК РФ.

В ст. 187 ТК РФ прямо не говорится о возможности ее применения при направлении работника на обучающий семинар. Однако, по нашему мнению, исходя из общего смысла трудового законодательства в случае направления работника на такой семинар по инициативе работодателя следует предоставить гарантии, указанные в ст. 187 ТК РФ, применяя ее по аналогии.

Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (часть первая ст. 166 ТК РФ).

В командировке работник выполняет какую-либо порученную ему работу, связанную с его должностными обязанностями по месту постоянной работы.

Цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем. Работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю отчет о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения работодателя, в письменной форме (п. 6 и п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749, далее - Положение).

Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении оформляются по унифицированной форме N Т-10а, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1.

Находясь на курсах повышения квалификации или семинаре, работник никакой работы не выполняет, а занят обновлением своих профессиональных знаний. Следовательно, направление на обучение командировкой не является.

Статья 187 ТК РФ не предусматривает, что в случае направления на курсы повышения квалификации или на семинар должны составляться все документы, оформляемые в случае командировки, в том числе служебное задание и отчет о его выполнении, а устанавливает лишь аналогичные правила оплаты командировочных расходов.

Для оплаты (возмещения) командировочных расходов необходимы документы, подтверждающие такие расходы (п. 26 Положения).

Служебное задание и отчет о его выполнении никаких произведенных расходов не подтверждают.

Поэтому полагаем, что при направлении работника на курсы повышения квалификации или на семинар в другую местность обязательного оформления служебного задания и отчета о его выполнении не требуется.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пенкин Вадим

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Как обосновать и документально подтвердить представительские расходы

14.01.

Статья Черевадской О.Е. директора по аудиту ЗАО «Финасовый Контроль и Аудит», опубликована в журнале «Российский налоговый курьер», г. № 1-2.

Организация вправе учесть в налоговой базе по налогу на прибыль любые экономически оправданные расходы, если они произведены с целью получения дохода и подтверждены соответствующими документами. Разберемся, какие документы организации следует получить от контрагентов, а какие оформить самостоятельно, чтобы подтвердить расходы на представительские цели1.

О составе и об особенностях налогового учета представительских расходов читайте на с. 34 этого номера. - Примеч. ред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, включаются лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Применительно к представительским расходам это означает, что при расчете налога на прибыль можно учесть затраты только на те представительские мероприятия, проведение которых направлено на получение дохода. Кроме того, сами расходы должны быть подтверждены документально.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (п. 1 ст. 252 НК РФ)

Перечень необходимых документов

В Налоговом кодексе не оговорен конкретный перечень документов, подтверждающих представительские расходы. Примерный перечень таких документов приведен в письме Минфина России от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807.

Назовем их:
  • приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на представительские цели
  • смета представительских расходов
  • первичные документы, подтверждающие приобретение и стоимость товаров (услуг сторонних организаций или переводчиков), использованных для представительских мероприятий (договоры, счета, накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ, счета-фактуры, наряд-заказы, чеки ККТ, товарные чеки, другие платежные документы)
  • отчет о фактических расходах по проведенным представительским мероприятиям
  • Если расчеты за товары (услуги), приобретенные для проведения представительского мероприятия, осуществлялись через подотчетных лиц, то должны быть оформлены авансовые отчеты с приложением к ним подтверждающих документов.

    Целесообразно также иметь следующие документы (они помогут подтвердить официальный статус приема):
  • программу (план) представительских мероприятий с указанием целей, места и сроков их проведения
  • утвержденный список официальных лиц, участвующих в мероприятиях, как со стороны принимающей организации, так и со стороны приглашенных партнеров (список может быть включен в приказ о проведении представительского мероприятия или в программу этого мероприятия)
  • отчет (акт) по результатам проведенных представительских мероприятий, утвержденный руководителем организации (с указанием сумм расходов, фактически произведенных на представительские цели)
  • Оформление подтверждающих документов

    Собственно представительские расходы (на проведение официального обеда, транспортное и буфетное обслуживание, оплату услуг переводчиков и др.) подтверждаются первичными документами, составленными по унифицированным формам. При отсутствии таких форм документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

    Первичные документы, подтверждающие представительские расходы, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ):

  • наименование и дату составления документа
  • наименование организации, от имени которой составлен документ
  • содержание хозяйственной операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении
  • наименование должностей и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления
  • Большинство из документов, рекомендованных Минфином России2 для подтверждения представительских расходов (приказ о проведении представительских мероприятий, смета расходов, отчет о фактически осуществленных расходах и др.), не имеют унифицированных форм. Поэтому остановимся подробнее на особенностях составления таких документов. Помимо включения в данные документы всех необходимых реквизитов, организации также следует обратить внимание на используемые в них формулировки.

    Речь о письме Минфина России от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807.

    Так, в преамбуле приказа о проведении официального приема представителей другой организации обычно указывают, что прием проводится «в целях установления или поддержания взаимовыгодного сотрудничества», «в целях увеличения объема продаж» либо «в целях расширения рынков сбыта». Главное, чтобы формулировка в приказе свидетельствовала, с одной стороны, об официальности мероприятия, а с другой - о его экономической обоснованности. Примерный образец такого приказа приведен на рис. 1 (с. 43).

    Определенные затруднения могут возникнуть, если переговоры проводятся в том городе, куда работник направлен в служебную командировку. Ведь нередко организации командируют сотрудников для поиска клиентов в том или ином регионе и заключения с ними договоров. В подобной ситуации руководитель организации вряд ли сможет издать соответствующий приказ о проведении деловой встречи, поскольку заранее не известны ни участники переговоров, ни место и дата их проведения. Документами, подтверждающими необходимость проведения представительского мероприятия, будут являться приказ (распоряжение) о направлении работника (работников) в командировку3 и служебное задание на командировку3. В них следует указать, что целью служебной командировки сотрудника являются поиск новых клиентов, проведение с ними переговоров о возможном сотрудничестве и заключение договоров.

    Формы указанных документов утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

    По возвращении из командировки работник в трехдневный срок обязан составить письменный отчет о выполненной в командировке работе4, согласовать его со своим непосредственным руководителем и затем представить на утверждение руководителю организации (другому уполномоченному на то лицу). Основание - пункт 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.

    Отчет о выполненной в командировке работе составляется по форме № Т-10а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

    В приказе об осуществлении расходов на представительские цели, как правило, назначается работник, ответственный за проведение представительского мероприятия. Обычно этому же сотруднику поручается разработка программы мероприятия (образец - рис. 2 на с. 44) и составление сметы расходов (образец - рис. 3 на с. 45).

    В деловой практике принято заранее сообщать участникам о намеченной программе (плане) официального мероприятия. Данная информация поможет им лучше спланировать собственное время, а также продемонстрирует уважение к партнерам.

    Смета представительских расходов составляется на каждое мероприятие в отдельности. В ней отражаются перечень запланированных расходов и предельные суммы, выделяемые на эти цели. Если компания часто проводит официальные приемы представителей других организаций, ей целесообразно разработать дополнительный документ - положение о представительских расходах. Такой документ удобен тем, что в нем можно прописать не только порядок проведения представительских мероприятий, но и установить перечень расходов на представительские цели, а также утвердить предельные суммы по каждой статье расходов,

    например, на месяц, квартал или календарный год. Кроме того, в данном положении указываются лица, ответственные за организацию и проведение представительских мероприятий и за составление отчетных документов. Здесь же можно установить сроки представления отчетов о состоявшихся мероприятиях (например, три рабочих дня по окончании мероприятия), перечень необходимых подтверждающих документов, а также порядок рассмотрения и утверждения отчетов. Фрагмент положения о представительских расходах приведен на рис. 4 (с. 46).

    В отчете о проведенных представительских мероприятиях необходимо отразить цели представительских мероприятий, место их проведения, список участников (как от принимающей организации, так и со стороны приглашенных). Отчет должен давать представление о тематике вопросов, поднимавшихся на переговорах, и о достигнутых результатах (например, обсуждение условий и подписание договора или пролонгация контракта, срок действия которого заканчивался). Очевидно, что признать расходы на представительское мероприятие можно лишь в том случае, если вопросы, обсуждавшиеся в ходе его проведения, связаны с деятельностью принимающей стороны, направленной на получение дохода.

    Помимо этого, в отчете следует указать итоговую сумму расходов, осуществленных в связи с данным представительским мероприятием, а при необходимости - иные существенные сведения. Примерный образец отчета о представительском мероприятии приведен на рис. 5 (с. 47).

    Организация вправе оформить отдельный отчет (акт) о фактических расходах на представительское мероприятие (при значительном количестве информации).

    Если необходимые первичные документы, подтверждающие расходы на представительские цели, оформлены ненадлежащим образом, не соответствуют друг другу или вообще отсутствуют, указанные расходы не могут быть учтены в целях налогообложения.

    Нормирование представительских расходов при расчете налога на прибыль.

    В целях налогообложения прибыли представительские расходы признаются лишь в пределах, не превышающих 4% от суммы расходов организации на оплату

    труда за данный отчетный (налоговый) период. Основание - абзац 3 пункта 2 статьи 264 НК РФ. Причем для расчета предельной суммы, включаемой в расходы, учитываются не только начисления по тарифным ставкам, должностным окладам,

    сдельным расценкам, но также и надбавки к ним, премии, отпускные и другие начисления стимулирующего или компенсирующего характера, стоимость коммунальных услуг, питания и продуктов, жилья, форменной одежды и обмундирования, бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с действующим законодательством РФ. Иными словами, в расчет норматива для отражения представительских расходов берутся все виды выплат в пользу работников, предусмотренные в статье 255 НК РФ.

    Предельный размер представительских расходов, которые могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, определяется нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 318 НК РФ). То есть он рассчитывается на конец I квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года. Окончательная сумма, включаемая в расходы, определяется по завершении календарного года - на 31 декабря.

    Если в отношении отдельных видов расходов в главе 25 НК РФ предусмотрены ограничения по размеру признаваемых расходов, то база для расчета предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 318 НК РФ).

    Получается, что представительские расходы, осуществленные в I квартале и не признанные в данном периоде из-за превышения суммы норматива, могут быть полностью или частично включены в расходы по итогам полугодия, девяти месяцев или календарного года. При этом высока вероятность того, что к концу налогового периода (года) указанные расходы можно будет учесть в целях налогообложения в полном размере. Какие еще документы необходимо составить, чтобы отразить представительские расходы в налоговом учете?

    Прежде всего отметим, что представлять уточненные декларации по налогу на прибыль за предыдущие периоды текущего года не нужно. Ведь налог исчисляется нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ).

    Единственный документ, который следует дополнительно оформить, - это расчет предельной величины признаваемых представительских расходов. Такой расчет составляется по окончании каждого отчетного периода (I квартала, полугодия и девяти месяцев), в котором производились представительские расходы.

    Итоговая сумма расходов, признаваемых за год, определяется в аналогичном расчете, составляемом по окончании календарного года. Образец расчета за год приведен на рис. 6 (с. 48).

    Обратите внимание: сумма представительских расходов, не учтенных в одном календарном году (из-за превышения суммы норматива), на следующий год не переносится.

    В апреле 2009 года ООО «Орион» принимало делегацию иностранных деловых партнеров. Общая сумма осуществленных представительских расходов равна 130 000 руб. (без учета НДС). Других представительских расходов у организации в 2009 году не было. Расходы компании на оплату труда составили:

  • за полугодие 2009 года - 1 720 000 руб.
  • за девять месяцев - 2 610 000 руб.
  • за 2009 год - 3 440 000 руб
  • Предельная величина представительских расходов, которую ООО «Орион» вправе было учесть по окончании полугодия, - 68 800 руб. (1 720 000 руб. × 4%). Эту сумму организация включила в прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль за полугодие 2009 года (рис. 6 на с. 48).

    Норматив признаваемых представительских расходов за девять месяцев 2009 года составил 104 400 руб. (2 610 000 руб. × 4%). Значит, при расчете налога на прибыль за этот период организация дополнительно учла в расходах 35 600 руб. (104 400 руб. - 68 800 руб.).

    По итогам 2009 года предельная величина представительских расходов составила 137 600 руб. (3 440 000 руб. × 4%). Поскольку фактические расходы не превысили указанной суммы, организация вправе признать в целях налогообложения всю сумму представительских расходов. В декабре 2009 года она дополнительно включила в прочие расходы оставшуюся сумму - 25 600 руб. (130 000 руб. - 68 800 руб. - 35 600 руб.).

    Специалисты компании «Финансовый Контроль и Аудит» оказывают аудиторские консультации по всем вопросам бухгалтерского и налогового учета, в том числе по оптимизации налогообложения, и по вопросам регистрации фирм.

    Будем рады сотрудничеству с Вами по любым направлениям наших услуг!

    Автор:

    ЧЕРЕВАДСКАЯ Ольга Ефимовна

    Как провести семинар для сотрудников с налоговой выгодой

    Владимир Дмитраков, налоговый консультант, эксперт «ПНП»

    В ЭТОЙ СТАТЬЕ Налоговые последствия различного оформления семинаров

    Как учесть расходы на обучение, совмещенное с туристическим отдыхом

    Тонкости использования грантов для нулевого налогообложения

    Направление сотрудников на семинар для повышения их квалификации уже давно стало обычной практикой большинства компаний. Благо, что предложений хватает и занимается организацией обучения чуть ли не каждая вторая консалтинговая компания. Формы проведения семинаров могут быть самые разные - от однодневных программ до многодневного обучения с выездом за границу. Как же оформить и провести семинар так, чтобы обе стороны - и организатор, и клиент - смогли сэкономить на налогах?

    ОБУЧАЮЩИЙ СЕМИНАР

    Расходы на обучение можно признать обоснованными, если выполняются три условия (п. 3 ст. 264 НК РФ): услуги оказываются лицензированными образовательными учреждениями, подготовку проходят штатные работники налогоплательщика и программа подготовки способствует повышению квалификации и более эффективному использованию специалиста в рамках деятельности компании. Чтобы компания, направившая работников на обучение, могла учесть расходы для целей налогообложения прибыли, надо учитывать, что обучающий семинар может провести только компания (получившая лицензию), но не ПБОЮЛ (п. 2 ст. 12, п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»). По результатам обучения требуется выдать документы об уровне образования и (или) квалификации (ст. 27 Закона № 3266-1). Поэтому у компании должны быть договор, акт об оказании услуг, счет-фактура (если услуги с НДС), копия лицензии, программа семинара с перечнем рассмотренных вопросов, свидетельство о посещении курса либо документ о повышении квалификации.

    МНЕНИЕ ПРАКТИКА

    Илья АНТОНЕНКО, финансовый директор группы лизинговых компаний «Северная Венеция» (Санкт-Петербург), ведущий эксперт «Национальной консалтинговой компании»:

    - Если рассматривать ситуацию со стороны организатора семинара, то ему, будь то предприниматель или организация, выгодно применять «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы», так как часть затрат, составляющих существенную величину, организатор учесть в целях снижения налога не сможет (например, затраты на питание участников). При этом для заказчиков семинаров, как правило, отсутствие в цене НДС не является мотивом отказа от услуг организаторов, так как стоимость семинаров сравнительно невелика.

    Налоговики могут предъявить претензии к срокам проведения обучения. Так, в постановлении от 26.09.06 № Ф09-8541/06-С7, вынесенном Федеральным арбитражным судом Уральского округа, чиновники утверждали, что обучение для повышения квалификации не может длиться менее 72 часов, согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 610. Однако суд налоговиков не поддержал. Арбитры указали, что в НК РФ нет ссылки на такое ограничение, значит, претензии к срокам не обоснованы. Следовательно, расходы и на краткосрочное обучение могут учитываться как затраты на подготовку кадров (повышение квалификации).

    Чтобы компания, направившая работников на семинар, могла учесть расходы, обучение должно проводить только юридическое лицо

    ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

    Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

    - Учитывая, что российская система права не является прецедентной, такое решение лишь представляет собой мнение по одной частной ситуации и не может рассматриваться как преобладающая судебная практика. Согласно статье 11 НК РФ, институты, понятия и термины других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Стандарты образовательной деятельности предусмотрены соответствующими отраслевыми нормативными правовыми актами. Поэтому при установлении факта проведения обучения и признания соответствующих расходов следует руководствоваться установленными стандартами. Представляется, что в данном случае шансы налоговых органов отстоять свою точку зрения в других аналогичных ситуациях достаточно высоки.

    Кроме того, фискалы могут попытаться доначислить НДФЛ и ЕСН со стоимости семинара, если посчитают, что услуги не оказаны в интересах компании (письмо Минфина России от 08.09.06 № 03-03-04/1/657). Поэтому компания должна направить сотрудников на семинар от своего имени. Это может быть распоряжение о направлении работников на обучение и обоснование, зачем это обучение необходимо компании, например программа обучения (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.06 № Ф04-685/2006(20075-А45-6)).

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

    Нередко бывает, что наряду с обучением сотрудники получают дополнительные услуги. В этом случае чиновники благосклонны: все затраты по семинару учитываются при расчете налогов (письмо Минфина России от 28.02.07 № 03-03- 06/1/137). И суд на стороне налогоплательщика (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.08.06 № А33-26560/ 04-С3-Ф02-3935/06-С1. Требуется лишь подтвердить, что подобные расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. То есть тема и программа семинара должны соответствовать задачам, стоящим перед компанией (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.08.06 № КА- А40/7139-06, от 10.07.06 № КА-А40/ 6118-06).

    Также желательно подтвердить использование полученных знаний на практике. Например, указать на изменения в оформлении магазинов, документов, заключение новых уточняющих соглашений со старыми клиентами, увеличение выручки и прибыли и т. д. (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.09.05 № А64-1000/04-6).

    Есть и такая ситуация, когда организаторы совмещают обучение с туристическим отдыхом за границей. Тут надо быть внимательнее: если в стоимости договора подобные услуги будут выделены отдельной строкой, учесть их при расчете налога на прибыль нельзя (письмо № 03-03-06/1/137).

    ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

    Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

    - Если обучение совмещено с туристическими услугами, его стоимость должна соответствовать реальной стоимости повышения квалификации при соответствующих условиях. В целом у налоговых органов не должно быть веских оснований считать такую поездку туристической, иначе претензии инспекторов неизбежны.

    Если работники направляются на консультационный семинар, надо учитывать, что для его проведения лицензия не требуется. Но в такой ситуации налоговики могут попытаться переквалифицировать информационные услуги в обучающие и не принять расходы к учету. Подобное дело рассмотрел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 27.01.06 № А42-8823/04-28. Фискалы отметили, что у компании, организовавшей семинар, отсутствует лицензия на обучение, следовательно, принять затраты к учету нельзя. Но суд указал, что тексты всех имеющихся документов содержат информацию только про консультационные (учебно-презентационные) услуги, документов о повышении квалификации и окончании обучающего курса нет, а участие сотрудника компании в семинаре подтверждено приказом о направлении работника в командировку и служебным заданием, и принял решение в пользу компании.

    МНЕНИЕ ПРАКТИКА

    Илья АНТОНЕНКО, финансовый директор группы лизинговых компаний «Северная Венеция» (Санкт-Петербург), ведущий эксперт «Национальной консалтинговой компании»:

    Источники:
    www.kdelo.ru, www.garant.ru, www.fcaudit.ru, www.nalogplan.ru

    Следующие бланки:

    13 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения