Образец приказа о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации

Dec 17, 2017
  • 2017

«Квотирование рабочих мест для инвалидов»

Специально для сайта www.audit4dk.ru

17 мая

Вопрос: Какие существуют обязанности у организации в обеспечении занятости инвалидов? Сколько их должно быть в штате? Обязан ли сотрудник сообщать о том, что он инвалид? Порядок представления сведений для обеспечения занятости инвалидов в органы государственной власти (в том числе организациями, имеющими обособленные подразделения).

Ответ: В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда этой категории граждан.

В частности статьей 24 Закона №181-ФЗ предусматриваются следующие обязанности для работодателя в обеспечении занятости инвалидов:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
  • 1. Создание и выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов

    Действующим законодательством предусмотрена обязанность организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов (ст. 21, 24 Закона №181-ФЗ).

    Размер указанной квоты определяется законодательством субъекта Российской Федерации и может составлять не менее 2 и не более 4 процентов к среднесписочной численности работников.

    Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 №280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 280-25) установлено, что по городу квота составляет 2,5 процента к среднесписочной численности работников (для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек).

    Необходимо отметить, что законодательством не установлены какие-либо условия в отношении квотирования рабочих мест в зависимости от группы инвалидности.

    До 1 января 2005 года статьей 21 Закона №181-ФЗ было предусмотрено, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Ее размеры и порядок внесения определялись органами государственной власти субъекта РФ.

    В частности, статьей 2 Закона №280-25 для организаций Санкт-Петербурга была предусмотрена ежемесячная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере величины прожиточного минимума.

    Однако в связи с внесенными в Закон №181-ФЗ изменениями с 2005 года не предусмотрена замена законодательно определенной квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида .

    Данные положения были также исключены из законов субъектов РФ, и в том числе из Закона Санкт-Петербурга, как не соответствующие федеральному закону.

    2. Создание инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

    При приеме на работу, а также во время работы гражданин не обязан (но может) уведомлять работодателя о наличии у него (установлении ему) инвалидности.

    Статьей 65 Трудового Кодекса РФ установлен перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договора. Данный перечень не содержит указания о необходимости представления документа, подтверждающих факт инвалидности работника.

    Вместе с тем в указанной статье содержится оговорка о том, что в отдельных случаях Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления дополнительных документов при заключении трудового договора.

    Например, при приеме на государственную гражданскую или муниципальную службу кандидат представляет медицинскую справку, подтверждающую отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению (п. 7 Указа Президента РФ от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»).

    Из изложенного можно сделать вывод, что при приеме на работу, не связанную с государственной гражданской или муниципальной службой, работник может не сообщать работодателю о наличии у него инвалидности.

    Вместе с тем, если сотрудник желает воспользоваться предусмотренными для него льготами и гарантиями, он должен уведомить работодателя об инвалидности.

    Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена, поэтому данное уведомление может быть сделано в свободной устной или письменной форме.

    Необходимо также приложить документы, подтверждающие инвалидность работника:

  • справку медико-социальной экспертизы (форма утверждена Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 24.11. №1031н);
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида, далее - ИПР (образец формы утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н).
  • Согласно ст. 11 Закона №181-ФЗ ИПР инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

    В вышеперечисленных документах содержатся обязательные для работодателя данные по ограничениям к труду, необходимым для работника.

    Согласно положениям ст. 11 Закона №181-ФЗ ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями (в том числе работодателями) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Однако для самого работника-инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ может быть сделан в любое время в свободной письменной форме, поскольку законодательством РФ формы такого отказа не предусмотрено.

    Таким образом, работник может не сообщать работодателю об инвалидности или отказаться от реализации своей ИПР на основании абз. 7 ст. 11 Закона №181-ФЗ.

    Отказ инвалида от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает работодателя от ответственности за ее исполнение (абз. 7 ст. 11 Закона №181-ФЗ).

    Когда работник, которому установлена меньшая степень способности к выполнению трудовой деятельности, предоставил работодателю все подтверждающие документы, а также не отказался от реализации своей ИПР, работодатель обязан соблюсти требования ИПР, связанные с осуществлением работником труда (уменьшение тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы и т.д.).

    Следует обратить внимание на то, что информация о причинах инвалидности работника (общее заболевание, инвалид с детства, военная травма и т.д.) имеет значение для работодателя, поскольку в определенных случаях влияет на объем мер социальной защиты, предоставляемых инвалиду. В частности, работникам, ставшим инвалидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.

    3. Предоставление информации для организации занятости инвалидов

    Работодатель обязан ежемесячно предоставлять органам службы занятости сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», далее - Закон РФ №1032-1).

    Порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квоты определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7.1-1 Закона РФ №1032-1).

    Распоряжением Комитета по занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2008 №10 утверждена ежемесячная учетная форма отчетов работодателей по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

    Указанная форма представляется в СПб ГУ «Центр занятости населения районов Санкт-Петербурга» в 2-х экземплярах по месту расположения организации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Чтобы определить количество вакантных мест для заполнения данной формы, работодатель самостоятельно в пределах установленной квоты ежемесячно производит расчет количества рабочих мест для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников организации. Рассчитанный размер квоты уменьшается на количество занятых инвалидами рабочих мест. Округление значения размера квоты производится в сторону увеличения до целого числа.

    Среднесписочная численность работников по состоянию на установленную дату определяется организацией в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», утв. Приказом Росстата от 24.10. №435 (далее - Указания).

    Необходимо отметить, что вышеуказанным Распоряжением Комитета по занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2008 №10, а также иными нормативными актами, не предусмотрен особый порядок заполнения и представления учетной формы по инвалидам организациями, имеющими обособленные подразделения.

    В частности, являются неурегулированными вопросы:

  • представляется ли учетная форма в районное отделение Центра занятости населения Санкт-Петербурга по месту нахождения каждого обособленного подразделения,
  • определяется ли среднесписочная численность, и соответственно - количество вакантных рабочих мест, в целом по организации или отдельно по головной организации и каждому обособленному подразделению, находящемуся в других районах Санкт-Петербурга, а также в других городах и субъектах РФ.
  • Согласно устным разъяснениям, полученным в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, организации, имеющие обособленные подразделения, представляют учетную форму в районное отделение Центра занятости населения по месту регистрации юридического лица. При этом в разделе 2 учетной формы указывается среднесписочная численность работников организации по г. Санкт-Петербургу.

    Представление сведений в отношении квотируемых рабочих мест для инвалидов по обособленным подразделениям, находящихся в других регионах страны, осуществляется в порядке и сроки, предусмотренных законодательством этих субъектов Российской Федерации. Поэтому перед подачей таких сведений рекомендуется уточнить в региональном центре занятости форму и срок их предоставления.

    Информация о местах нахождения, графике работы, справочных телефонах, адресах электронной почты органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, представлена в Приложении №1 к Административному регламенту исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - Административный регламент).

    Непредставление или несвоевременное представление работодателем сведений (информации) в отношении количества вакантных рабочих мест для инвалидов, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет административную ответственность - предупреждение или штраф в размере (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 руб. для должностных лиц;
  • от 3 000 до 5 000 руб. для юридических лиц.
  • Следует отметить, что контролирующий орган по труду и занятости проводит в организациях проверки соблюдения требований законодательства о предоставлении инвалидам квотируемых рабочих мест. Порядок и сроки проведения административных процедур при реализации полномочий по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты регулируется Административным регламентом.

    Основаниями для проведения внеплановой документарной проверки являются в том числе:

  • невыполнение квоты для приема на работу инвалидов;
  • поступление материалов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций, содержащих информацию о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты;
  • обращения граждан с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц организации, выразившиеся в необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты.
  • Обращаем Ваше внимание, что работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора инвалидам в пределах установленной законодателем квоты.

    Отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц работодателя в размере от 2 до 3 тысяч рублей (ст. 5.42 КоАП РФ). Также предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости в виде штрафа от 30 до 50 тыс. руб. либо приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

    Однако сам факт наличия свободных рабочих мест для инвалидов или отсутствия среди работников организации инвалидов не является нарушением действующего законодательства о труде и об охране труда.

    Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю

    N 12; , N 1

    ПРИЕМ НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ В ПРЕДЕЛАХ КВОТЫ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ

    На Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций в 2006 г. была принята Конвенция "О правах инвалидов". Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в г. и с 25 октября г. ее нормы действуют на территории России <1>.

    <1> Федеральный закон от 03.05. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" // Росс. газета. N 100. 05.05..

    В связи с ратификацией Конвенции защите прав инвалидов в трудовых отношениях государство стало уделять самое пристальное внимание. В частности, если ранее административная ответственность устанавливалась за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ст. 5.42 КоАП РФ), то 8 марта г. статья была расширена. В настоящее время административным правонарушением считается неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Были увеличены и размеры штрафов, налагаемые на должностных лиц за совершение этих правонарушений: теперь они составляют от 5 тыс. до 10 тыс. руб. <2>.

    <2> Федеральный закон от 23.02. N 11-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов" // Собр. зак-ва РФ. 25.02.. N 8. Ст. 717.

    В настоящей статье анализируются порядок проведения проверок по данным правонарушениям, правоприменительная практика по этой категории споров, а также даются некоторые рекомендации работодателям для того, чтобы избежать привлечения к ответственности. Однако прежде чем перейти к рассмотрению порядка проведения проверок, остановимся на том, что такое квотирование рабочих мест для инвалидов, и какие обязанности в этой области имеются у работодателя.

    Квотирование рабочих мест

    Наша справка. Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории <1>.

    <1> Определение Верховного Суда РФ от 11.05. N 92-Г11-1.

    Нормативную базу для квотирования рабочих мест устанавливают два Закона: прежде всего, Закон "О занятости населения в Российской Федерации" <2>, а также Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <3>. В соответствии со ст. 13 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К сожалению, все затраты на организацию рабочих мест для данной категории работников ложатся на плечи работодателей. Более того, в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 11.05. N 92-Г11-1 квотирование не распространяется на государственную службу.

    <2> Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

    <3> Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собр. зак-ва РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4563.

    Как указал Верховный Суд в своем Определении, согласно ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление на гражданскую службу производится на конкурсной основе. В этой же статье дается перечень оснований, по которым конкурс не проводится. Такого основания, как наличие у претендента инвалидности, названным Законом не предусмотрено. В ст. 16 указанного Закона содержится перечень ограничений, связанных с гражданской службой, включающий в себя наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел права и ограничения прав на поступление и прохождение государственной гражданской службы.

    В ст. 21 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указано, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Таким образом, следует внимательно изучить законодательство субъекта РФ о квотировании, поскольку им предоставлено право устанавливать квоту в размере не выше 3% среднесписочной численности сотрудников для работодателей, численность персонала у которых составляет не менее 35 и не более 100 человек.

    Как рассчитать среднесписочную численность

    В справочной литературе дается рекомендация рассчитывать численность в порядке, предусмотренном статистической формой N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности" <4>. Так, в списочную численность персонала включаются наемные сотрудники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Но эти Указания утратили силу.

    <4> Приказ Росстата от 13.10.2008 N 258 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников". Утратил силу.

    Кроме того, следует обратиться к тексту закона субъекта РФ и выяснить, в сторону уменьшения или увеличения необходимо округлять число работников, подлежащих трудоустройству в счет квоты. Так, в Камчатском крае при определении количества рабочих мест в процентном соотношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения <5>; в Москве - напротив, дробь округляется в сторону уменьшения.

    <5> Закон Камчатского края от 11.06.2009 N 284 "О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы".

    Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация. С одной стороны, авторы статей по вопросам квотирования цитируют Определение ВАС РФ от 03.09. N ВАС-11395/12, в соответствии с которым расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности (за пределами муниципальных образований <1>). М. А. Кокурина указывает, что квоту должны устанавливать компании, численность персонала которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек <2>. При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении. В данном случае автор статьи не согласен с мнением М. А. Кокуриной, поскольку в Законе г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" указано: работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. Таким образом, имеет значение место расположения обособленных подразделений: если они находятся на территории столицы, то их численность включается в среднесписочную, если же за ее пределами - не включается.

    <1> Шишкина Т. Квотирование рабочих мест для инвалидов: обязанности работодателя // Просто для бизнеса. . N N 7 - 8.

    <2> Кокурина М. А. Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько // Главная книга. . N 22.

    В связи с тем что регулирование этого вопроса осуществляется на уровне субъекта РФ и все законы в рамках настоящей статьи проанализировать невозможно, мы рекомендуем обратиться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

    Следует ли устанавливать квоты обособленным подразделениям организаций, численность которых превышает 100 человек? Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от того, какие полномочия предоставлены руководителю данного структурного подразделения. Если он наделен правом приема и увольнения сотрудников, то обособленное подразделение обладает функциями работодателя и обязано самостоятельно резервировать рабочие места для инвалидов. Подтверждением этому служит следующий пример из судебной практики.

    На практике. Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", мотивируя это тем, что ответчик не исполняет требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. Суд первой инстанции принял доводы прокурора и обязал ОАО "РЖД" создать в Красноярском центре организации работы железнодорожных станций рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест, а также ежемесячно предоставлять в КГБУ "Центр занятости населения г. Красноярска" информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

    ОАО "РЖД" обжаловало данное решение. Суд второй инстанции подтвердил решение нижестоящего суда, указав следующее.

    По делу установлено, что проведенная прокуратурой проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов Красноярским центром организации работы железнодорожных станций выявила нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов. Штатная численность указанного предприятия по состоянию на 14.04. составляет 2157 человек. Предприятие является структурным подразделением Красноярской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" и находится в г. Красноярске. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 3% от среднесписочной численности сотрудников. Между тем установленное количество квот для инвалидов не предоставляется, информация о количестве вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в службу занятости населения не направляется.

    Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.

    Довод ОАО "РЖД" о том, что Красноярский центр организации работы железнодорожной станции не является юридическим лицом и не должен выполнять требования законодательства о квотировании, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с п. 13.3 Положения о Красноярском центре организации работы железнодорожных станций - подразделении Красноярской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" начальник центра осуществляет права и обязанности работодателя. Таким образом, обладая функциями работодателя и имея численность персонала более 100 человек, Красноярский центр организации работы железнодорожных станций обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой <1>.

    <1> Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04. N 11-11900.

    Неурегулированным остался вопрос, включаются ли в среднесписочное количество рабочих мест места с вредными и (или) опасными условиями труда. Как указано в официальном разъяснении Федеральной службы по труду и занятости от 15.03., квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям различных форм собственности, в том числе организациям с вредными и тяжелыми условиями труда, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов. Со ссылками на ст. 23 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также ст. 224 ТК РФ разъясняется, что организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    В то же время в законах о квотировании некоторых субъектов РФ указано, что такие рабочие места не должны включаться в среднесписочную численность для расчета квоты (например, упоминавшийся выше Закон Камчатского края). Поэтому рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

    Кому не требуется резервировать рабочие места

    Резервирование рабочих мест не требуется:

    - организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (если иной показатель не установлен законом субъекта Федерации, где зарегистрирована организация);

    - общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям, включая хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

    Следующий вопрос, который не получил должного регулирования и вызывает многочисленные споры: когда считается законченной обязанность по квотированию - при приеме на работу инвалида либо при организации специальных рабочих мест, зарезервированных для таких лиц? На наш взгляд, следует руководствоваться законом субъекта РФ, в котором организация осуществляет свою деятельность. В частности, в Москве в Законе от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" прямо указано: выполнением квоты для приема на работу считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

    Аналогичный вывод о законности таких положений в региональном законодательстве был сделан недавно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 мая г. N 50-АПГ13-5.

    На практике. 9 июля 2009 г. Законодательным собранием Омской области принят и 21 июля 2009 г. губернатором Омской области подписан Закон Омской области N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" (далее - Закон). Статьей 6 Закона предусмотрена обязанность организаций квотировать рабочие места. В дальнейшем ст. 6 Закона была дополнена пунктом следующего содержания: "7. Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов".

    ООО "Лузинское молоко" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие ст. ст. 20, 21 и 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также ст. ст. 12, 13 и 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации". По мнению заявителя, оспариваемая норма возлагает на работодателя дополнительную обязанность по поиску незанятых инвалидов для дальнейшего трудоустройства и выполнения установленной квоты, которая не предусмотрена федеральным законодательством.

    Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела дело и пришла к следующим выводам.

    В силу положений Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения; осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок. Статьей 13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов.

    Из изложенного следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.

    Разрешая дело, суд, проанализировав федеральное законодательство и законодательство Омской области, отказал в удовлетворении заявления ООО "Лузинское молоко". При этом суд обоснованно исходил из того, что Федеральным законом установлена обязанность работодателя не только создавать квотируемые рабочие места (должности), но и обеспечивать исполнение квоты. При этом квота устанавливается именно для приема на работу инвалидов. Следовательно, нельзя признать противоречащим Федеральному закону положение оспариваемого акта о том, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов. Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, т. е. допустимость необоснованного отказа в приеме инвалидов на работу на указанные места, что по сути противоречило бы целям федерального законодательства в указанной сфере и не обеспечивало бы гарантий трудоустройства инвалидам.

    Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае его обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу одним только созданием рабочего места цели Федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона - обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан.

    Повторимся, что работодатель обязан не только зарезервировать рабочие места для инвалидов, но и выполнить все необходимые действия для их заполнения. Кроме резервирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест, работодатель обязан представить сведения о таких рабочих местах. Отсутствие данных сведений может стать основанием для проведения плановой проверки.

    Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. С 8 марта г. в дополнение к указанным данным работодатель обязан также сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах. Ни примерная форма, ни содержание такого локального нормативного акта не разработаны, и многие региональные центры занятости рекомендуют создавать их в произвольной форме. Примерный образец подобного локального нормативного акта приведен ниже. Однако перед подачей таких сведений рекомендуем уточнить в региональном центре занятости форму и срок их представления.

    Образец локального нормативного акта

    Периодичность - ежемесячно

    ПРИКАЗ

    Об исчислении среднесписочной численности работников,

    о выполнении установленной квоты для приема на работу

    инвалидов, о выделении рабочих мест для трудоустройства

    инвалидов в соответствии с квотой

    ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

    (полное наименование организации)

    за __________ 201_ г.

    Руководствуясь ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также ст. ___ Закона ____________________ (указать наименование закона о квотировании субъекта РФ)

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Рассчитать среднесписочную численность работников организации (на начало отчетного периода): __________ человек.

    2. Установить квоту для трудоустройства инвалидов в количестве ________ человек.

    3. Выделить специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов с нормальными условиями труда в количестве _______ единиц.

    4. Отчитаться центру занятости о трудоустройстве инвалидов в счет установленной квоты по нижеследующему образцу.

                          

    Государство предусматривает дополнительные гарантии для граждан с ограниченными возможностями. Так, для помощи инвалидам в трудоустройстве предусмотрен механизм квотирования рабочих мест - установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации численностью работающих не менее чем 35 человек, которые организация обязана создать или выделить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

    В соответствии со ст.20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов"  инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

    Закон Волгоградской области от 05.12.2005 № 1127-ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов"  (далее - Закон №1127-ОД) регламентирует порядок действий работодателя в вопросе квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

    Пункт 1 статьи  2 Закона №1127-ОД .

    На территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.

    В соответствии со ст. 1 Закона №1127-ОД работодателем является юридическое лицо (организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), в том числе иностранное, или его обособленное структурное подразделение, а также предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие прием на работу.

    При определении квоты, исходя из процентного соотношения, десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа.

    Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

    До 01.01. работодателями в соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда.

    С 01.01. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12. № 426-ФЗ.  

    Аттестация рабочих мест по условиям труда и специальная оценка условий труда проводится не реже одного раза в пять лет (подпункт "а" п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России  от 26.04. №342н и п.4 ст.8 Федерального закона от 28.12. №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ) .

    Абзац 4 пункт 1 статьи  4 Закона №1127-ОД. 

    В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатель обязан представлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, государственным учреждениям службы занятости населения (центрам занятости населения) по месту нахождения работодателя в письменной форме информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее – Информация). Локальными нормативными актами работодателей, содержащими сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, могут быть утвержденное штатное расписание и иные документы.

    За нарушение установленной обязанности работодателями предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ.

    Уважаемые работодатели!

    Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями на труд - задача государственного значения, реализуемая службой занятости населения во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти республики, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов. Решению этой задачи способствуют нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Коми:

    - Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;

    Квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации численностью работающих не менее чем 35 человек, которые организация обязана создать или выделить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

    Квотирование рабочих мест - установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу инвалидов.

    Работодатель - зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, выступающее одной из сторон в трудовом договоре (соглашении, контракте) и осуществляющее от своего имени найм на постоянной или временной основе физических лиц для исполнения ими трудовых обязанностей.

    Невыполнением установленной квоты считается:

  • случаи, когда доля среднесписочной численности работников-инвалидов к среднесписочной численности работников организации меньше 2%;
  • отказ работодателя в приеме на работу инвалидов при наличии свободных рабочих мест;
  • ситуация, когда технология производства в организации позволяет принимать на работу инвалидов и возможность выполнения квоты существует, но по каким-либо причинам приём на работу не производится.
  • Невозможностью выполнения квоты считается:

  • случаи, исключающие возможность приёма на работу инвалидов в силу специфики работ либо особенностей технологии производства или по иным причинам;
  • невозможность приема на работу инвалида работодателем в соответствии с медицинскими противопоказаниями, другими ограничениями.
  • Размер квоты для организаций

    Организациям (работодателям - юридическим лицам), численность работников в которых составляет не менее чем 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников организации с учетом инвалидов, ранее принятых на работу.

    Права работодателей

    Трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты производится работодателем самостоятельно или по направлениям органов службы занятости, а также по предложению общественных объединений инвалидов. Трудоустройству подлежат инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

    Работодатель вправе запрашивать и получать от органа службы занятости информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты.

    Обязанности работодателей

    Работодатель в соответствии с установленными квотами создает или выделяет рабочие места для трудоустройства инвалидов. Отказ работодателя в приеме на работу безработного, направленного службой занятости по квоте, должен быть мотивирован и обоснован в письменном виде в направлении на работу по квоте, предъявленном безработным.

    В случае увольнения работника, трудоустроенного в счет квоты, работодатель обязан представить органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для трудоустройства по квоте в течение 5 дней.

    Деятельность органов службы занятости населения

    Центр занятости населения по запросу работодателя предоставляет информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в счет квоты. ЦЗН ведет картотеку потребностей в работниках на квотируемые рабочие места. ЦЗН направляет для трудоустройства на квотируемые рабочие места инвалидов в соответствии трудовыми рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. На руки выдается направление на работу по квоте, в котором работодатель ставит отметку о приеме на работу инвалида или об отказе в приеме. ЦЗН вправе сообщать о случаях отказа в приеме на работу инвалида в счет квоты в органы прокуратуры и (или) государственной инспекции труда для применения мер реагирования.

    Ответственность за неисполнение Постановления Правительства РК от 30.12.2004 года № 276

    За неисполнение Постановления Правительства РК от 30.12.2004г. № 276 "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" работодатели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Контроль за выполнением организациями квоты для приема на работу инвалидов осуществляется органами прокуратуры через проведение проверок в организациях.

    Положение о трудоустройстве инвалидов

    ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! Уважаемые форумчане, перед созданием тем, пользуйтесь, пожалуйста, поиском. На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы . Наш с Вами форум - для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. "Давайте жить дружно!" (с).

    Пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы - это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др.

    Источники:
    www.audit4dk.ru, www.hr-portal.ru, czn.volgadmin.ru, www.komitrud.ru, www.kadrovik-praktik.ru

    Следующие бланки:

    17 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения