Образец приказа учетной

Jan 18, 2019
  • 2019

Ведение бухгалтерского учета | Учетная политика

Выработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета.

Определение технологии обработки учетной информации;

Выбор методики ведения налогового учета;

Выбор из предоставленных законодательством вариантов наиболее подходящих для конкретного предприятия:

момента определения выручки от реализации для целей исчисления НДС;

способов начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

способов и методов учета и калькулирования стоимости материально-производственных запасов;

создания резервов на ремонт основных средств, на оплату ежегодных отпусков, сомнительных долгов и т.д.

организации в необходимых случаях в соответствии с требованиями законодательства раздельного учета;

Утверждение способа калькулирования незавершенного производства;

Утверждение рабочего плана счетов;

Разработка и утверждение внутренних документов первичного учета (в случае невозможности применения

типовых форм для нужд предприятия);

Разработка и утверждение графика документооборота.

Разработка и утверждение регистров налогового учета

И т.д.

Разработка и внедрение системы внутреннего контроля,

оперативного и управленческого учета,

разработка схемы документооборота и постановка учета под ключ .

Определение необходимых для предприятия учетных задач.

Разработка оптимальной системы обработки информации.

ПРИКАЗ № 1

Об учетной политике ООО "Полёт"

на год

Дата: 27.12. г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить на год учетную политику ООО "Полёт" для целей бухгалтерского учета согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить на год учетную политику ООО "Полёт" для целей налогообложения согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками ООО "Полёт", ответственными за ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовку первичных документов.

4. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на главного бухгалтера организации (Т. А. Иванова).

Бухгалтерские и налоговые изменения, которые вам важно отразить в учетной политике на год

Светлана Амплеева.

шеф-редактор журнала «Главбух»

Чем поможет эта статья: Грамотно составить учетную политику на год, не забыв прописать в ней новые правила бухгалтерского и налогового учета.

От чего убережет: Закрепив на бумаге выбранный способ учета, вы избежите ненужных вопросов со стороны налоговиков.

Некоторые положения учетной политики в году, хочешь не хочешь, а придется переписывать заново. Ведь надо отразить в ней новые правила бухгалтерского и налогового учета. Да еще вспомните те изменения, что произошли под конец прошлого года, но которые вы еще не успели зафиксировать в своей учетной политике.

В идеале скорректированную учетную политику надо было утвердить уже до 1 января года. Но ничего страшного, если вы сделаете это сейчас. Просто в приказе поставьте дату не позднее 31 декабря года.

Что обновить в правилах налогового учета

Важные изменения в Налоговый кодекс РФ внес Федеральный закон от 27 июля г. № 229-ФЗ. И большая часть нововведений вступила в силу как раз 1 января года. Скажем обо всем по порядку, а начнем с самого приятного налогового новшества, которое повлияет на учетную политику вашей компании.

Примерный образец приказа об учетной политике на год мы разместили здесь: стр.1 -стр.2 ). Там мы раскрыли лишь основные положения, пометив те из них, которые вам стоит пересмотреть. Естественно, ваша учетная политика в целом может быть более подробной.

Нижний порог стоимости амортизируемых объектов увеличьте до 40 000 рублей

С 1 января года изменился стоимостный критерий для амортизируемого имущества - как для основных средств, так и для нематериальных активов. Лимит первоначальной стоимости таких объектов вместо прежних 20 000 руб. теперь равен 40 000 руб. Это прописано в новой редакции пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Причем срок полезного использования амортизируемого имущества остался тот же - более 12 месяцев.

Пороговую сумму поправили соответственно и в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса. где раскрывается понятие основных средств. Это значит: все, что не дороже 40 000 руб. вы можете теперь считать «малоценкой» и смело списывать всю стоимость единовременно на текущие расходы отчетного периода.

Важная деталь

Стоимостный критерий для основных средств изменился. В учетной политике надо увеличить лимит до 40 000 руб.

Обратите внимание: применить столь выгодный порядок вы можете лишь в отношении того имущества, которое ввели в эксплуатацию 1 января года и позже. Хотя приобрести его вы могли и в конце прошлого года.

Перепишите порядок уплаты авансов по налогу на прибыль

В этом году вы можете перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально, если на каждый из четырех предшествующих кварталов приходится выручка в среднем 10 млн руб.

Возможно, в прошлом году вам приходилось платить налоговые авансы ежемесячно. Ведь предельная сумма доходов, исходя из которой вы определяли периодичность расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, тогда была намного ниже - всего 3 млн руб. И не исключено, что ваша компания не укладывалась в данный лимит.

С года ограничение для среднеквартальной выручки возросло до 10 млн руб. (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ ). А значит, увеличились и ваши шансы перечислять авансы по налогу на прибыль лишь по итогам квартала. О новом порядке уплаты авансовых платежей стоит сказать в учетной политике.

Пересмотрите способ, по которому нормируете проценты по займам и кредитам

Нормировать сумму процентов, учитываемых при расчете налога на прибыль, вы можете по-прежнему одним из двух способов:

  • - исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • - исходя из средней ставки процентов по заемным обязательствам, взятым на сопоставимых условиях.
  • Правила пункта 1 статьи 269 кодекса на этот счет не изменились. В учетной политике вы вправе закрепить любой из названных методов нормирования. Даже если у вашей компании есть сопоставимые займы. Если же таковых нет, понятно, что вариант один - ориентироваться на ставку ЦБ РФ. В любом случае знайте, что с года существенно снизился лимит по валютным кредитам. Если в году вы могли списать сумму процентов по таким обязательствам в пределах 15 процентов годовых, то в этом году - даже меньше ставки рефинансирования. Ее теперь надо умножить на 0,8.

    В году норматив для учета процентов по валютным кредитам и займам существенно снизился.

    По займам в рублях норматив остался прошлогодним - учетная ставка ЦБ РФ, увеличенная в 1,8 раза (п. 1.1ст. 269 Налогового кодекса РФ). Выходит, если у вас больше валютных займов, возможно, на год вам выгоднее будет выбрать способ учета процентов по средней ставке сопоставимых займов. Конечно, если таковые есть. Перепроверить же расчет процентов за прошлый год вам поможет таблица, размещенная чуть ниже.

    Что изменить в документообороте

    В своей учетной политике вы прежде прописывали, из каких источников берете сведения для расчета налогов. Обычно это бухгалтерские и налоговые регистры, данные аналитического учета. Не исключено, что вы утверждали собственные бланки первичных документов. Оговаривали, как ведете учет - на бумаге или с помощью компьютерной программы.

    Теперь все эти правила также надо обновить. Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ в году, коснулись и документооборота.

    Не забудьте утвердить собственный регистр по НДФЛ

    Еще одно новшество года - с 1 января в каждой компании должен быть разработан и утвержден собственный налоговый регистр для расчета НДФЛ. Именно в нем вы будете отражать доходы, выплаченные работникам. Об этом сказано в новой редакции пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ .

    Еще по этой теме

    Готовый образец учетной карточки по НДФЛ и подробные рекомендации к ней вы найдете в статье «Каким должен быть новый налоговый регистр по НДФЛ» (опубликована в журнале «Главбух» №1, ).

    Если учет вы ведете традиционно на бумаге, самостоятельно разработанную вами карточку по НДФЛ утвердите в приложении к учетной политике. Если же вы полностью доверились компьютеру, создать новый бланк по образцу вам помогут программисты. Только проверьте, чтобы в учетной политике у вас было написано, что регистры создаются автоматически по формам, предусмотренным программой.

    Предусмотрите электронный способ оформления счетов-фактур

    В этом году у вас появится возможность выставлять счета-фактуры не только на бумаге, но и в электронном виде. Такие изменения произошли в пункте 1 статьи 169 кодекса. Правда, они начали действовать уже со 2 сентября года. Но применить новые правила на практике получится лишь после того, как чиновники из Минфина и ФНС России официально утвердят электронные форматы документов. Произойдет это совсем скоро, поэтому в учетной политике на год стоит сказать и об электронных счетах-фактурах.

    Не забудьте оговорить условия для оформления счетов в электронном виде. Во-первых, это согласие обеих сторон сделки на обмен документами по каналам связи. Во-вторых, каждый должен быть технически оснащен для того, чтобы принимать и обрабатывать подобные счета-фактуры так, как предусмотрено правилами.

    Какие изменения внести в бухгалтерскую учетную политику

    Перемены коснулись и стандартов бухгалтерского учета. В том числе появились новые требования. Это само собой отразится и на вашей учетной политике.

    Обратите внимание: в ближайшее время чиновники планируют внести поправки в пункт 5 ПБУ 6/01. После этого лимит первоначальной стоимости основных средств увеличится до 40 000 руб. То есть будет таким же, как в налоговом учете. Однако на момент подписания этого номера «Главбуха» в печать это изменение еще не было официально утверждено.

    Отразите, каким способом вы будете исправлять существенные ошибки в бухучете

    Особого внимания заслуживает ПБУ 22/, которое было утверждено Минфином России в приказе от 28 июня г. № 63н. Это те самые новые правила о том, как исправлять ошибки и отражать их в бухгалтерском учете и отчетности. Кстати, применять их надо уже сейчас, когда вы готовитесь к отчетности за год.

    Однако менять учетную политику в связи с выходом ПБУ 22/ в прошлом году было еще рано. Ведь подводить итоги начинают с 1 января года. А значит, все новшества вы зафиксируете как раз в учетной политике на год. При этом оговоритесь, что такие правила вы примените в том числе при составлении годовой бухгалтерской отчетности за год.

    Важная деталь

    Правила исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности применяйте уже к итогам года.

    Итак, что вам нужно закрепить в документе? Во-первых, определите, в каком случае выявленную ошибку вы сочтете существенной. От этого зависит порядок исправления найденной погрешности.

    Во-вторых, пропишите в учетной политике, как вы исправите существенные ошибки, обнаруженные после утверждения бухгалтерской отчетности. Дело в том, что в ПБУ для такой ситуации предусмотрено два способа. Первый - с помощью корректирующих записей по соответствующим счетам бухучета в корреспонденции со счетом 84. Второй - путем пересчета сравнительных показателей отчетности, отраженных за текущий год (п. 9 ПБУ 22/).

    Закрепите, если надо, доработанные формы бухгалтерской отчетности

    В учетной политике скажите также о том, какие формы вы будете использовать для подготовки бухгалтерской отчетности. Еще в прошлом году чиновники утвердили новые бланки, в которых предстоит отражать итоговые показатели года (приказ Минфина России от 2 июля г. № 66н ). Если захотите, по таким формам вы можете представить и промежуточную отчетность за текущий год. Хотя старые бланки тоже все еще действуют. Поэтому свой выбор закрепите на бумаге.

    Плюс ко всему вы по-прежнему можете включить в отчетность дополнительные показатели. Да и детализацию по статьям вы определяете самостоятельно. В таком случае собственные формы бухотчетности утвердите в приложении к учетной политике.

    Частые вопросы об учетной политике

    Обязательно ли переписывать полностью текст новой учетной политики?

    Нет, не обязательно. Вы можете утвердить текст изменений или дополнений в прежнюю учетную политику отдельным приказом руководителя. При этом укажите, что правки вступают в силу с 1 января года.

    Должны ли мы обновленную версию учетной политики представить в свою ИФНС?

    Нет, не должны. В состав отчетности такой документ не входит. Но если инспекторы запросят у вас копию учетной политики в ходе проверки, представьте ее в течение 10 рабочих дней.

    В каких случаях мы можем внести изменения в налоговую учетную политику?

    Вы можете это сделать в двух случаях. Первый - если решили поменять ранее выбранный метод учета. И второй - когда изменились правила, установленные налоговым законодательством.

    Если у компании есть филиалы, для них тоже отдельную учетную политику придется утверждать?

    К счастью, нет. По общему правилу бухгалтерский и налоговый учет в обособленных подразделениях всегда ведут по тем же правилам, чтои в головном офисе компании.

    Образец учетной политики на год для автономных учреждений

    Пример приказа об учетной политике автономного учреждения на год.

    от 30 декабря года N хх

    Об учетной политике в части организации бюджетного учета на год.

    Руководствуясь

    - иными нормативно-правовыми актами РФ;

    - локальными нормативными правовыми актами

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить учетную политику Учреждения (Приложение к настоящему приказу) и применять ее с 1 января года во все последующие отчетные периоды с внесением в установленном порядке необходимых изменений и дополнений.

    2. Изменения в Приказ об учетной политике вносятся на основании ст.6 ФЗ N 129-ФЗ в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета или существенного изменения условий деятельности учреждения. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения в учетную политику принимаются с начала текущего финансового года.

    3. По вопросам учетной политики, отраженным в Инструкции N 157н и Инструкции N 183н. применять положения названных Инструкций.

    4. По вопросам учетной политики, не отраженным в Инструкции N 157н и Инструкции N 183н. применять настоящий приказ.

    5. Довести настоящий приказ до всех подразделений и служб учреждения соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении, организации бухгалтерского учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения.

    6. Контроль над исполнением приказа оставляю за собой.

    Руководитель учреждения_______________________________________

    Приложение

    к приказу N _______от 30 .12 . г.

    УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

    I. Организация бухгалтерского учета

    1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в Учреждении, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложить на себя.

    2. Бюджетный учет Учреждения вести в бухгалтерии, структурном подразделении, возглавляемом главным бухгалтером Учреждения.

    3. Деятельность бухгалтерии регламентировать Положением о бухгалтерской службе и должностными инструкциями работников бухгалтерии ( приложение N 1 к Учетной политике).

    Бюджетный учет в филиалах Учреждения, наделенных полномочиями юридического лица в части ведения отдельного баланса, вести бухгалтерии данного подразделения.

    4. Главному бухгалтеру подчиняться непосредственно мне и нести ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной отчетности.

    5. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений считать обязательными для всех работников Учреждения, включая работников структурных подразделений, наделенных полномочиями юридического лица, в части ведения отдельного баланса.

    6. Утвердить рабочий план счетов в соответствии с Инструкцией N 183н ( приложение N 2 к Учетной политике).

    7. Во исполнение требований ст.7 ФЗ N 129-ФЗ утвердить перечень лиц, имеющих полномочия подписывать денежные и расчетные документы, визировать финансовые обязательства в пределах и на основании, определенных законом ( приложение N 3 к Учетной политике).

    8. При обработке учетной информации головному отделению применять программный продукт "1С:Бухгалтерия 7.7 Бюджетная версия".

    9. Филиалам Учреждения применять технологию обработки учетной информации "1С:Бухгалтерия 7.7 Бюджетная версия".

    10. Все хозяйственные операции, проводимые Учреждением, оформлять первичными документами, составленными по унифицированным формам, утвержденным приказом Минфина России от 15.12. N 173н (далее по тексту - Инструкция N 173н).

    11. При отражении операций на счетах бухгалтерского учета в 18 разряде (код финансового обеспечения) указывается:

    2 - приносящая доход деятельность (собственные средства учреждения);

    3 - средства во временном распоряжении;

    4 - субсидии на выполнение государственного задания;

    5 - субсидии на иные цели;

    7 - средства фонда МС.

    12. Утвердить в первичных учетных документах дополнительные реквизиты ( приложение N 4 к Учетной политике).

    13. Для оформления хозяйственных операций, по которым не установлены обязательные для их оформления формы документов, применять самостоятельно разработанные формы первичных (сводных) учетных документов ( приложение N 5 к Учетной политике).

    14. Применять регистры бухгалтерского учета, по формам, установленным Инструкцией N 173н .

    15. Присвоить журналам операций номера согласно приложению N 6 к Учетной политике.

    16. Для регистрации поступающих в бухгалтерию документов вести журнал учета входящих документов. Ответственным за ведение журнала учета входящих документов назначить -+++. (старшего бухгалтера, главного бухгалтера).

    17. Журналы операций формировать на основе хронологически подобранных и сброшюрованных первичных учетных документов и распечатывать ежемесячно (ежеквартально).

    18. Главную книгу формировать, распечатывать и подписывать главным бухгалтером ежемесячно. По завершении финансового года главная книга нумеруется, сшивается с указанием общего количества листов и скрепляется печатью Учреждения.

    19. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф.0310003) вести в хронологическом порядке и распечатывать ежегодно в последний рабочий день года.

    20. Инвентарные карточки учета основных средств, инвентарные карточки группового учета основных средств - распечатывать при принятии к учету объектов, по мере внесения изменений в учетные данные (о переоценке, модернизации, реконструкции и проч.) и при выбытии основного средства. При отсутствии указанных событий - ежегодно, на последний рабочий день года со сведениями о начисленной амортизации.

    21. Опись инвентарных карточек по учету основных средств, Инвентарный список нефинансовых активов, Книга учета бланков строгой отчетности, Книги аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий, Реестр карточек распечатываются ежегодно, в последний рабочий день года.

    Другие требуемые в учете регистры распечатываются по мере необходимости, если иное не установлено Инструкцией N 157н и Инструкцией N 183н .

    22. Бухгалтерии Учреждения ежеквартально производить сверку данных по счетам бухгалтерского учета материальных запасов с записями в Книге учета материальных ценностей, которую ведут материально ответственные лица по местам хранения материальных ценностей.

    23. Утвердить график документооборота согласно приложению N 7 к Учетной политике.

    24. В целях обеспечения достоверности данных бюджетного учета и отчетности производить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств Учреждения и обособленных подразделений в соответствии с Инструкцией N 157н в установленные сроки согласно приложению N 8 к Учетной политике.

    25. Для проведения инвентаризации создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию согласно приложению N 9 к Учетной политике. Директорам филиалов Учреждения создать инвентаризационные комиссии из числа сотрудников подразделения приказом по подразделению. Инвентаризацию имущества и обязательств проводить перед составлением годового отчета, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

    26. Утвердить составы и положения постоянно действующих комиссий:

    - по поступлению и выбытию нефинансовых активов, ( приложение N 10 к Учетной политике);

    - по списанию бланков строгой отчетности ( приложение N 11 к Учетной политике);

    - для проведения инвентаризации спирта на 1-е число каждого квартала ( приложение N 12 к Учетной политике);

    - по проверке показаний спидометров автотранспорта ( приложение N 13 к Учетной политике).

    27. Утвердить состав комиссии для проведения внезапной ревизии кассы ( приложение N 14 к Учетной политике).

    В целях обеспечения сохранности денежных средств проводить инвентаризацию кассы 2 раза в квартал.

    28. Назначить ответственных за автохозяйство, прохождение ГТО, постановку на учет автотранспортных средств, расход и учет ГСМ, выпуск автомобилей в рейс, соблюдение водителями труда и отдыха ( приложение N 15 к Учетной политике).

    29. Утвердить состав постоянно действующей комиссии по социальному страхованию ( приложение N 16 к Учетной политике).

    30. При приеме в кассу наличных денежных средств от юридических и физических лиц применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Ответственным за взаимодействие с Центром технического обслуживания, регистрацию ККТ в налоговых органах и снятии с учета назначается ____________________ (должность). ККТ устанавливается в ________________________ (структурные подразделения). Все операции по приему наличных денежных средств с применением ККТ осуществляются ___________________ (должности). Учет средств ведется в журнале КМ-4 "Журнал кассира-операциониста". Разменный фонд в кассах устанавливается в сумме ____________ руб. Выручка сдается ежедневно (либо в первый рабочий день) в кассу Учреждения с приложением Z-отчета и журнала КМ-4.

    31. Сдачу денежных средств из кассы на лицевой счет (счет кредитной организации), расходование средств из выручки осуществлять в соответствии с установленным лимитом кассы, утвержденным казначейством (кредитной организацией).

    32. Выдача наличных денежных средств в подотчет на хозяйственные нужды осуществляется на срок не более 10 дней при условии полного отчета по ранее выданным суммам. По истечении указанного срока работник обязан предоставить авансовый отчет по установленной форме.

    Размер выдачи денежных средств в подотчет не может превышать 10000 рублей, за исключением исполнения Учреждением обязательств по приобретению проездных документов за наличный расчет в пределах лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами.

    33. Выдача средств на хозяйственные расходы производится штатным работникам, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности.

    Выдачу денежных средств в подотчет на хозяйственные расходы производить на основании заявки и расчета (обоснования) размера аванса ( приложение N 17 к Учетной политике).

    34. Установить порядок оформления служебных командировок по территории Российской Федерации в соответствии с Положением о служебных командировках ( приложение N 18 к Учетной политике).

    35. Установить срок представления отчетности по командировочным расходам на территории Российской Федерации и за рубежом не позднее трех дней после прибытия из командировки.

    36. Установить порядок оформления направлений в поездку обучающихся в Учреждении по территории Российской Федерации в соответствии с Положением о порядке оформления направления в поездку обучающихся ( приложение N 19 к Учетной политике).

    37. Установить перечень должностей сотрудников, имеющих право на оформление маршрутных листов, в соответствии с приложением N 20 к Учетной политике.

    38. Установить предельные сроки использования и отчетности по выданным доверенностям:

    - в течение 10 календарных дней с момента получения;

    - в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей;

    - по сроку действия доверенности в случаях выдачи доверенности на определенный срок.

    39. Для учета, хранения и выдачи бланков строгой отчетности назначить следующих ответственных:

    - за бланки трудовых книжек и вкладышей к ним - методиста отдела кадров;

    - за бланки дипломов и вкладышей к ним, академических справок, книжек (квитанций), бланки зачетных книжек и студенческих билетов, заверять копии документов, бланки путевых листов, бланки путевок в санаторий-профилакторий - бухгалтера.

    40. Утвердить право должностных лиц подписывать, согласовывать, утверждать документы и скреплять их гербовой печатью Учреждения в соответствии с выданными мною доверенностями или правами, предоставленными федеральными законами.

    41. Возложить ответственность за исполнение п.39 настоящего приказа в части скрепления гербовой печатью Учреждения документов на начальника отдела кадров.

    42. Осуществлять внутрихозяйственный контроль в соответствии с Порядком организации и обеспечения внутреннего финансового контроля ( приложение N 21 к Учетной политике).

    43. Определить порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с действующим законодательством.

    Утвердить состав постоянно действующей конкурсной комиссии для осуществления закупок товаров, работ и услуг согласно приложению N 22 к Учетной политике.

    44. Ответственным за ведение Перечня особо ценного движимого и недвижимого имущества, закрепленного за учреждением Учредителем назначить. (должность)

    45. Бухгалтерскую отчетность составлять в соответствии с формами, в порядке, объеме и сроки, установленные Приказом МФ, финансовым органом, учредителем. Установить сроки рассмотрения Наблюдательным советом автономного учреждения

    1. Отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности:

    - ежеквартально в срок до.

    2. Годовой бухгалтерской отчетности в срок до.

    Установить по филиалам сроки представления главному бухгалтеру Учреждения бюджетной отчетности:

    - квартальной -

    - годовой -

    II. Методология бухгалтерского учета

    1. УЧЕТ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

    1.2 При поступлении и после формировании первоначальной (фактической) стоимости нефинансовых активов Комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов в соответствии с приказом Учредителя "О порядке отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу" определяет аналитическую группу объекта учета, срок полезного использования нефинансовых активов.

    Типовая учетная политика бюджетного учреждения

    Образец приказа учетной

        В настоящее время реформа бюджетной  сферы завершена. все действующие бюджетные учреждения  преобразованы в казенные, бюджетные или автономные. Несмотря на привычное название, новые бюджетные учреждения  обладают большими правами, чем сегодня . "Бюджетники" самостоятельно решают, куда направлять полученные доход, от деятельности приносящей доход. Вместе с тем, объем прав учреждения не влияет на его обязанность по ведению бухгалтерского учета и уплату налогов, что в свою очередь невозможно обеспечить без такого инструмента как учетная политика учреждения.

    Сегодня Приказом Минфина Российской Федерации от 01.12. г. N 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция его применению (далее - Инструкция N 157н). Кроме того, Приказом Минфина Российской Федерации от 16.12. г. N 174н утвержден План счетов бюджетного учреждения и Инструкция по его применению.

    Заметим, что в отличие от Инструкции N 148н, Инструкция N 157н прямо обязывает бюджетные учреждения формировать и утверждать свою учетную политику.

    Так, в пункте 6 Инструкции N 157н сказано, что бюджетные учреждения в целях организации ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, а также самой Инструкцией N 157н, формируют свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

    В соответствии со статьей 78 Закона N 402-ФЗ ответственность за формирование учетной политики учреждения несет главный бухгалтер, а утверждается она приказом руководителя бюджетного учреждения. Причем издать такой приказ следует не позднее последнего рабочего дня уходящего года. Следовательно, утвердить свою учетную политику на г. бюджетное учреждение обязано не позднее 31.12.г. Приказ об учетной политики бюджетного учреждения может оформить двумя разделами: в первом отразить аспекты бюджетного учета, во втором – налоговой политики.

    Несмотря на то, что действие ПБУ 1/2008 прямо не распространяется на бюджетные учреждения, по мнению автора, при формировании своей учетной политики бюджетное учреждение может учитывать как само определение учетной политики, закрепленное в ПБУ 1/2008, так и нормы пункта 7 ПБУ указанного бухгалтерского стандарта.

    Согласно ПБУ 1/2008 учетная политика организации представляет собой принятую совокупность ведения способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Из пункта 7 ПБУ 1/2008 вытекает, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

    (Образец приказа)

    УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

    1. Организационный раздел учетной политики.

    Нормативными документами регламентирующими порядок организации бюджетного учета являются:

    - Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

    - Гражданский Кодекс  РФ

    - Налоговый Кодекс РФ

    - Бюджетный Кодекс РФ

    - Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина _от 16.12.11№174_______________

    Государственная политика реализуется через Инструкцию посредством плана бюджетного учета, порядка отражения операций по исполнению бюджетов, корреспонденции счетов и иных вопросов бюджетного учета.

    В Приказе об учетной политики бюджетных учреждений для целей бюджетного учета нужно отразить:

    1. Рабочий план счетов бюджетного учета (он должен содержать только те счета, которые учреждение применяет) оформляется отдельным приложением к приказу.

    При формировании номеров счетов применяются следующие коды функциональной бюджетной классификации:

    - код 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета

    - код 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)

    - код 3 – средства, находящиеся во временном распоряжении

    - код 4 – субсидии на выполнение  гос. (мун.) задания

    - код 5 – субсидии на иные цели

    - код 6 – бюджетные инвестиции

    - код 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию

    2. Форма ведения бюджетного учета: журнально-ордерная.

    3. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым в Инструкции не предусмотрены типовые формы, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

    Формы унифицированной "первички", которыми с г.  руководствуюся бюджетные организации, утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 15.12. г. N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 173н).

    Приказом N 173н утвержден и перечень регистров бухгалтерского учета, которыми с г.  руководствуюся бюджетные учреждения:

    - порядок организации и обеспечения (осуществления) бюджетным учреждением внутреннего финансового контроля;

    - иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета в учреждении.

    4. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна. При проведении инвентаризации, руководствоваться методическими указаниями по проведению инвентаризации, утвержденными Приказом Минфина от  13.06.1995 № 49.

    - Годовая инвентаризация проводится по состоянию на 1 __________календарного года.

    - Денежные средства в кассе подвергаются контрольной инвентаризации 1 раз в ____. - Основные средства – 1 раз в год (3 года), библиотечный фонд – 1 раз в 5 лет, кроме случаев обязательной инвентаризации.

    5. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.  Оформляется отдельным приложением к приказу.

    6. Правила документооборота.

    Под документооборотом следует понимать создание или получение от других организаций документов, принятие их к учету, обработку и передачу в архив. Движение первичных документов в бухгалтерском учете должно регламентироваться графиком документооборота, составление которого организует главный бухгалтер в соответствии с Приказом Минфина  от 29.07.1983 г. № 105 «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете».

    График документооборота может быть оформлен схемой или перечнем работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием взаимосвязи документов и сроков выполнения работ. График документооборота целесообразно отразить в приложении к учетной политике.

    7.Технология обработки учетной информации. Для этого достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется данная обработка.

    8. Установить максимальный размер аванса для проведения наличных расчетов подотчетным лицом по приобретению нефинансовых активов и оплате услуг сторонних организаций в сумме _________ рублей.

    Срок, на который выдаются денежные средства подотчетным лицам устанавливается _______ календарных дней.

    9. Каждому объекту основных средств, непроизведенных и нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный номер. Инвентарный номер состоит из десяти разрядов:

    - 1 разряд – код вида деятельности,

    - 2-4 разряд – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета,

    - 5-6 разряд – код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета,

    - 7-10 разряд – порядковый номер нефинансового актива.

    Данный порядок несет рекомендательный характер и является одним из вариантов присвоения инвентарных номеров.

    1.  Методологический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета

    В данном разделе следует рассматривать только те вопросы, которые имеют несколько решений в соответствии с бюджетной Инструкцией, регламентирующей бухгалтерский учет в учреждениях. В этом случае надо указать один из предлагаемых законодательством вариантов, при этом рассматривать лишь те, которые имеют место в деятельности данного учреждения (с учетом его специфики), либо планируются в ближайшем будущем. Учетная политика может быть дополнена в связи с возникновением в учреждении фактов, не имевших места ранее. Поэтому нет необходимости предугадывать все события и пытаться их отразить в данном разделе.

    Например, учреждение не осуществляет и не планирует осуществлять лизинговые операции – значит, ей не нужно рассматривать в учетной политике способы оценки лизингового имущества, порядок начисления по нему амортизации и т.д.

    Основные средства и НМА

    1. Отнесение малоценных объектов к группе основных средств либо материальных запасов производится исходя из использования и предназначения объектов. Перечень материальных объектов, относящиеся в соответствии с положением бюджетной инструкции к материальным запасам следует оформить приложением к приказу.

    п. 38 плана счетов № 157

    1. Срок полезного использования основных средств и НМА определяется учреждением самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1 «О классификации основных средств, включаемые в амортизированные группы»; Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. № 1072 «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов».

    Перечень основных средств НМА с установленным сроком полезного использования следует оформить отдельным приложением к приказу

    п. 44 плана счетов № 157

    Материальные запасы

    1. Определение единицы бухгалтерского учета материальных запасов:

    - номенклатурный номер, или

    - отдельная партия, или

    - однородная группа и т.д.

    п. 101 плана счетов № 157

    1. Способы выбытия (отпуска) материальных запасов по группе (видов):

    - по средней фактической стоимости

    - по фактической стоимости каждой единицы

    п. 108 плана счетов № 157

    1. Способы принятия к учету товаров:

    - по фактической стоимости

    - по розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки)

    п. 125 плана счетов № 157

    Затраты на изготовление готовой продукции, работ и услуг

    1. Способы отнесения затрат на изготовление продукции, выполнение работ и услуг:

    - прямые затраты непосредственно связанные с процессом изготовления, выполнения работ, оказания услуг с подразделением по элементам и отражением на счете 0.109.60.000

    - накладные расходы производства готовой продукции, работ и услуг в зависимости от отраслевых особенностей с отражением на счете 0.109.70.000

    - общехозяйственные расходы с отражением на счете 0.109.80.000

    1. Порядок распределения накладных расходов:

    - пропорционально прямым затратам видов продукции (работ, услуг)

    - пропорционально прямым материальным затратам

    - пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг)

    - иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения

    п. 134 плана счетов № 157

    1. Порядок распределения общехозяйственных расходов, формируя себестоимость продукции (работ, услуг):

    - полную себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. отнесение общехозяйственных расходов на виды продукции (работ, услуг) по признаку распределения (пропорционально прямым затратам, материальным и т.п.) в дебет счета 0.109.60.000

    - сокращенную себестоимость продукции (работ, услуг) по методу «директ-костинг», т.е. отнесением общехозяйственных расходов на текущие расходы отчетного периода (месяца) в дебет счета 0.401.20.000

    п. 138 плана счетов № 157

    1. Затраты произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам отражаются как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течении периода к которому они относятся:

    - равномерно

    - пропорционально объему продукции

    п. 302 плана счетов № 157

    1. Предусмотреть внесение изменений в учетную политику на г. в случаях:

    - изменения законодательства РФ или нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету

    - разработки новых способов ведения бухгалтерского учета в целях более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в бухучете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации

    - существенные изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.)

    Учетная политика для налогового учета

    Что касается налогового учета бюджетные учреждения обладают правоспособностью юридического лица, а следовательно они признаются плательщиками налогов и сборов. Уплачивать налоги «бюджетникам» приходится лишь в том случае, если у учреждения имеются объекты налогообложения, под которыми в целях налогообложения понимаются реализация товаров (работ, услуг), имущества, прибыль, доход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику с наличием которой законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате налогов.

    Новые бюджетные учреждения будут самостоятельно распоряжаться доходами, полученными ими в рамках деятельности, приносящей доход. Такая самостоятельность влечет за собой и общий порядок налогообложения их доходов, что учтено нормами ФЗ РФ от 08.05.10 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения гос. (мун.) учреждений».

    1. Организационный раздел учетной политики для целей налогового учета
    1. Отразить виды предпринимательской деятельности, платных услуг, работ
    2. Утвердить формы регистров налогового учета и порядок отражения в них первичных учетных данных.

    Если учреждение будет применять одни и те же методы учета и в бюджетном и в налоговом учете, то оно может пользоваться регистрами бюджетного учета.

    1. Методологический раздел учетной политики для целей налогового учета

    В данном разделе должны быть рассмотрены те вопросы налогового учета, по которым НК РФ предоставляет право выбора либо не раскрывает порядок учета.

    Налог на добавленную стоимость

    1. Порядок ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых налогом хозяйственных операций

    НДС по облагаемым расходам принимается к вычету, по необлагаемым учитывается в стоимости товаров, работ и услуг.

    - необходимо привести перечень подобных расходов

    ст. 170 п. 4 гл. 21 «НДС» НК РФ

    1. Бюджетные учреждения вправе получить освобождение от налогообложения операций НДС по условиям НК РФ

    ст. 145 гл. 21 «НДС» НК РФ

    1. Бюджетные учреждения могут отказаться от применения льгот по НДС отдельных операций

    - необходимо привести перечень подобных операций

    Ст. 149 гл. 21 «НДС» НК РФ

    Налог на имущество

    1. В случае льготирования всего имущества учреждения либо его части привести перечень такого необлагаемого налогом имущества.
    2. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, пересчет налоговой базы и суммы налога производится за период в котором были:

    - совершены указанные ошибки (искажения)

    - выявлены указанные ошибки (искажения)

    ст. 54 п. 1 НК РФ

    Налог на прибыль

    До 01.01.11 г. особенность ведения налогового учета учреждением были определены ст. 321.1 НК РФ в соответствии с которой бюджетные учреждения обязаны были вести раздельный учет доходов, полученных в  рамках целевого финансирования и доходов, полученных от предпринимательской деятельности. То же самое касалось и расходов, причем в части расходов при ведении предпринимательской деятельности руководствовались п. 4 ст. 321.1 НК РФ.

    С г. бюджетные учреждения  исчисляют налог на прибыль в общем порядке определенной главой 25 НК РФ. Учитывая это в своей налоговой  политике бюджетные учреждения должны закрепить те моменты, в отношении которых гл. 25 НК РФ не содержит одновариантных методов учета, либо не дает каких-либо четких правил исчислений налога на прибыть.

    1. Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов целевых средств (бюджетных субсидий) и средств, полученных от предпринимательской деятельности

    - использовать аналитику учета в налоговых регистрах учета совпадающих с бюджетным планом счетов

    ст. 251 п. 1 пп. 14 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. Дата получения доходов, осуществление расходов определяется:

    - по методу начисления

    - по кассовому методу

    ст. 271, 273 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. Доходы от сдачи имущества в аренду признавать:

    - доходами от реализации товаров, работ, услуг

    - внереализационными доходами

    ст. 250 п. 4 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко, а также если условиями заключенных договоров с длительным циклом изготовления продукции, работ, услуг не предусмотрена поэтапная сдача работ, доходы распределяются по отчетным периодам:

    - равномерно в течение срока действия договора

    - пропорционально доли фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов

    - иным способом

    ст. 316, 271 п. 2 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. Расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов предприятия нарастающим итогом. такой порядок следует применять при распределении расходов, при осуществлении деятельности, необлагаемой налогом (бюджетные субсидии) и облагаемые налогом:

    - привести перечень подобных расходов (сумма амортизации основных средств, приобретенных за счет предпринимательской деятельности, а используемых как для бюджетной деятельности, так и для предпринимательской, суммы расходов на отдельные операции и т.п.)

    ст. 272 п. 1 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. Методика деления на прямые расходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг и косвенные расходы.

    Рекомендуется отразить методику, используемую в бюджетном учете

    ст. 318 п.1 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. формировать стоимость товаров, приобретенных с целью дальнейшей реализации:

    - с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров

    - без учета расхода, связанного с приобретением товаров

    Рекомендуется отразить выбранный вариант аналогично бюджетному учету

    ст. 320 г. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    - метод оценки по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО)

    - метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО)

    Рекомендуется выбрать метод списания аналогичный бюджетному учету

    ст. 254 п. 8, ст. 268 п. 1 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. Метод начисления амортизации по объектам основных средств:

    - линейным методом

    - нелинейным методом

    Рекомендуется выбрать метод аналогичный бюджетному учету

    ст. 259 п. 1 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. Расходы на капитальные вложения и расходы, понесенные в случаях достройки, реконструкции, модернизации (амортизационная премия) в состав расходов отчетного (налогового) периода:

    - включать, предельный размер отчислений составляет ______ % (но не более 10% первоначальной стоимости основных средств и не более 30%, в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам)

    -  не включать

    ст. 258 п. 9 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1.  Применение повышающего коэффициента к основной норме амортизации  ________________ (но не выше 3) в отношении амортизированных основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности

    ст. 259.3 п. 2 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. Применение повышающего коэффициента к основной норме амортизации ____________ (но не выше 3) в отношении амортизированных основных средств, кроме основных средств, относящихся к 1,2, 3 амортизационным группам, которые являются предметом договора лизинга.

    ст. 259 п. 2 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. По объектам основных средств, бывших в эксплуатации, норма амортизации определяется:

    - с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками

    - в обычном порядке

    ст. 258 п. 7 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. Возможность создания резерва по сомнительным долгам в целях покрытия убытков по безнадежным долгам:

    - создавать

    - не создавать

    ст. 266 п. 3 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. Возможность создания резерва на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию:
    1. Возможность создания резерва предстоящих расходов на ремонт:

    - создавать (предельный размер отчислений составляет ____________)

    - не создавать

    ст. 324 п. 2 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    1. возможность создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, вознаграждения за выслугу лет:

    - создавать (предельный размер отчислений составляет ____________)

    - не создавать

    ст. 324.1   гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ

    Налог на доходы физических лиц

    1. Утвердить формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета (сумма удержанного и перечисленного НДФЛ на каждого работника)

    ст. 230 п. 1 гл. 23 «НДФЛ» НК РФ

    1. Предусмотреть возможность внесения уточнений и дополнений в налоговую политику за г. в связи с изменением налогового законодательства либо появление новых хозяйственных операций.

    Источники:
    ofis-partner.spb.ru, www.audit-it.ru, www.glavbukh.ru, docs.cntd.ru, www.finexg.ru

    Следующие бланки:

    18 января 2019 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения