Образец приказа о закреплении печати предприятия

Dec 16, 2017
  • 2017

О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ ГЕРБОВОЙ ПЕЧАТИ _____

В целях установления единого порядка использования и обеспечения надежного хранения гербовой печати в центральном аппарате ______ России приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о гербовой печати Министерства _______________ Российской Федерации.

2. Управлению административно-хозяйственного, материально- технического обеспечения и строительства (ФИО____________) подготовить заказ на изготовление гербовой печати Министерства природных ресурсов Российской Федерации согласно ГОСТ Р 51511-2001.

3. Спецуправлению (ФИО_______________) обеспечить проведение ежеквартальных проверок соблюдения порядка использования и хранения гербовой печати.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра ФИО____________________

Министр____________________

Утверждено

Приказом ____________

от ___ _________ 20___ г. N ______

ПОЛОЖЕНИЕ О ГЕРБОВОЙ ПЕЧАТИ МИНИСТЕРСТВА _____________________________ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Гербовая печать ___________________ предназначена для заверения подлинности подписей должностных лиц Министерства ______________ Российской Федерации на документах, указанных в Приложении.

2. К должностным лицам, подписи которых заверяются гербовой печатью __________________, относятся: Министр, его заместители, должностные лица, имеющие право первой или второй подписи на распорядительных финансовых документах.

4. Ответственность за содержание документов, заверенных гербовой печатью, несут должностные лица, их подписавшие.

5. ________________ имеет один экземпляр гербовой печати. Изготовление дополнительного экземпляра гербовой печати допускается при необходимости по решению Министра.

6. Гербовая печать хранится в Департаменте организации делопроизводства, юридического сопровождения деятельности центрального аппарата _______________ и контроля за исполнительской дисциплиной.

Персональная ответственность за организацию сохранности гербовой печати и воспроизведение ее оттиска строго по целевому назначению возлагается на руководителя Департамента.

7. Должностное лицо, ответственное за целевое использование гербовой печати строго по назначению, устанавливается распоряжением ______________________.

8. Учет документов с заверенными гербовой печатью подписями ведется должностным лицом, ответственным за целевое использование гербовой печати строго по назначению, в специальном журнале, в котором фиксируются дата, вид документа и фамилия должностного лица, чья подпись заверена гербовой печатью.

9. Гербовая печать хранится в надежно запираемом металлическом шкафу (сейфе) в помещении, недоступном для открытого входа посетителей и сдаваемом под охрану в нерабочее время.

О факте утери гербовой печати незамедлительно ставится в известность Министр, производится служебное расследование, материалы которого служат основанием для привлечения виновных к ответственности и списания с учета утраченной гербовой печати.

10. Замена гербовой печати (уничтожение) производится по акту комиссией в составе не менее трех человек и согласовывается со Спецуправлением.

11. Изготовление печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации (гербовой печати) для ____________________ производится на основании поручения Министра __________________ Российской Федерации с выполнением требований ГОСТа Р 51511-2001. Поручение готовится Департаментом организации делопроизводства, юридического сопровождения деятельности центрального аппарата __________________ и контроля за исполнительской дисциплиной, согласовывается со Спецуправлением и передается для заказа изготовления в Управление административно-хозяйственного, материально- технического обеспечения и строительства.

Приложение к Положению о гербовой печати _______________________

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ СТАВИТСЯ ГЕРБОВАЯ ПЕЧАТЬ _______________ РОССИИ

Акты (приема законченных строительством объектов; выполненных работ; сверки дебиторской и кредиторской задолженности; экспертизы и другие);

доверенности (на получение товарно-материальных ценностей, ведения дел в судах, арбитражных судах);

договоры (о материальной ответственности, на выполнение подрядных работ, поставках продуктов и товаров, купли-продажи, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений, производстве работ и обслуживании);

задания (на проектирование объектов, капитальное строительство, техническое перевооружение, НИОКР и другие);

заявки (на изобретения, получение ассигнований, валюты и другие);

заявления (на аккредитив, об отказе от акцепта платежных документов);

командировочные удостоверения;

контракты с руководителями федеральных государственных предприятий и учреждений;

лимиты бюджетных обязательств, утвержденные руководством _______________________;

лицензии, решения, разрешения и согласования, выдаваемые _______________________ в пределах своей компетенции;

нормы расхода спирта этилового и драгметаллов;

образцы оттисков печатей и подписей работников, имеющих право совершения финансово-хозяйственных операций;

программы работ, утвержденные руководством _______________________;

представления о ходатайстве на награждения государственными наградами, присвоении почетных званий, присуждении государственных премий;

почетные грамоты _______________________, удостоверения к ведомственным наградам;

письма гарантийные на выполнение работ и услуг;

положения о территориальных органах _______________________;

поручения (бюджетные, казначейские, банковские, пенсионные, платежные, сводные на получение или перевод инвалюты, на импорт и другие);

реестры (чеков; бюджетных, казначейских и других поручений, представляемых в Минфин России, Федеральное казначейство Российской Федерации);

сметы расходов (на содержание территориальных органов _______________________, федеральных государственных учреждений и организаций);

служебные удостоверения;

справки финансового характера;

титульные списки строек, объектов;

уставы федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений;

штатные расписания и изменения к ним.

Закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской федерации" ст.4 "Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния".

Министр образования и науки

А. А. Фурсенко

26 июля 2004 г.

Методические указания для руководителей предприятий по вопросам учета, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств федерального бюджета

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Рекомендации подготовлены Министерством образования и науки Российской Федерации и предназначены для руководителей предприятий и организаций, деятельность которых связана с созданием и использованием новых техники и технологий за счет средств федерального бюджета.

Одним из условий обеспечения конкурентоспособности предприятия является эффективное управление интеллектуальной собственностью и иными результатами интеллектуальной деятельности с целью их вовлечения в гражданско-правовой оборот.

В настоящее время все шире распространяется мнение о том, что интеллектуальная собственность (ИС) и иные результаты интеллектуальной деятельности (РИД) являются одним из наиболее перспективных рычагов стратегического управления хозяйственной деятельностью предприятия, т.е. формируется отношение к РИД как к объекту управления.

Под управлением ИС и иными РИД понимается планирование и контроль деятельности по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и иных РИД, осуществляемые на основе учета сведений правового, экономического и бухгалтерского характера об ОИС и иных РИД.

Управление ИС и РИД является одной из функций хозяйственной деятельности предприятия.

Управление РИД включает.

* формирование патентно-лицензионной политики предприятия;

* создание системы учета ОИС и иных РИД;

* обеспечение режима конфиденциальности в отношении РИД, в т.ч. созданных в ходе выполнения НИОКР;

* патентно-информационное обеспечение НИОКР (патентные, маркетинговые, конъюнктурные исследования и т.п.);

* своевременное выявление охраноспособных РИД;

* оформление прав на РИД;

* урегулирование в договорах отношений, связанных с созданием и использованием ОИС и иных РИД, созданных за счет средств государственного бюджета и/или иного заказчика;

* оценку и принятие к бухгалтерскому и налоговому учету прав на ОИС;

* защиту прав на ОИС в судебном и административном порядке.

При управлении РИД необходимо учитывать особенности введения в гражданско-правовой оборот РИД, созданных за счет средств государственного бюджета, права на которые определяются условиями государственного контракта.

РИД включают:

* ОИС, в т.ч. изобретения, полезные модели, промышленные образцы, объекты авторского права;

* РИД, охраняемые в режиме коммерческой тайны, в т.ч. "ноу-хау";

* РИД, в т.ч. результаты НИОКР, охраняемые в режиме государственной тайны;

* иные РИД, не являющиеся объектами правовой охраны.

Ст.138 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) определяет ИС как "исключительное право (интеллектуальную собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг", признаваемое в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и другими законами.

В соответствии со ст. 132 ГК РФ. исключительные права входят в состав предприятия как имущественного комплекса, если иное не предусмотрено законом или договором.

Использование ОИС в хозяйственной деятельности предприятия позволяет:

* получать конкурентные преимущества от монополии на передовые технологии;

* получать дополнительные доходы от передачи прав на ОИС;

* без отвлечения денежных средств вносить вклад во вновь создаваемые предприятия и совместную деятельность;

* оптимизировать базу для целей налогообложения прибыли, единого социального налога (ЕСН), налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и др. налогов;

* скорректировать размер чистых активов предприятия;

* повысить инвестиционную привлекательность предприятия.

1. ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Патентно-лицензионная политика предприятия

Обеспечение правовой охраны РИД является одним их важнейших условий введения их в хозяйственный оборот и создания рынка инноваций.

Патентно-лицензионная политика предприятия должна обеспечивать интересы государства и предприятия при формировании портфеля прав предприятия на ОИС, включая исключительные права и права на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, объектов авторского права, "ноу-хау" и т.п.

Эффективная патентно - лицензионная политика позволяет создавать оптимальные рыночные условия для себя и блокировать деятельность конкурентов.

Формирование портфеля прав на ОИС предполагает:

* систематическое выявление охраноспособных РИД;

* выбор форм правовой охраны;

* получение охранных документов на объекты промышленной собственности в Российской Федерации;

* отбор объектов для патентования за рубежом, выбор стран и процедур патентования;

* принятие решений о целесообразности поддержания в силе патентов предприятия;

* приобретение прав на пользование ОИС, принадлежащих другим предприятиям и предоставление права пользования собственными ОИС иным пользователям.

Принятие решений по вопросам, связанным с формированием портфеля прав предприятия, основывается на патентно-информационных исследованиях.

1.2. Объекты интеллектуальной собственности

Владельцы прав на ОИС обладают исключительными правами на использование и предоставление права пользования этими объектами другим лицам. Правообладатель может разрешить или запретить использование ОИС любому третьему лицу и требовать от нарушителя прав прекратить противоправные действия и возместить причиненный ущерб в полном объеме.

Существуют две основные группы ОИС, различающиеся по основаниям, из которых возникают права на них:

* Объекты, охраняемые на основании Патентного закона РФ. права на которые возникают в силу факта их регистрация в установленном порядке в исполнительном органе государственной власти по интеллектуальной собственности. К этим объектам относятся изобретение, полезная модель, промышленный образец. Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец подтверждаются патентом, который действует в пределах территории государства, ведомство которого выдало патент, и ограничено сроком действия охранного документа. Регистрация и выдача охранного документа производится после экспертизы на соответствие условиям охраноспособности, предусмотренным соответствующими нормами законодательства для каждого вида объектов.

* Объекты, охраняемые на основании Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". права на которые возникают в силу факта их создания и не связаны с регистрацией в каком-либо органе или организации. Из этих объектов наибольшее значение для большинства предприятий имеют программы для ЭВМ, базы данных, геологические карты и схемы. Срок действия имущественных прав на эти объекты определен законом. Исключительное право предприятия-правообладателя на эти объекты подтверждается договором или служебным заданием работодателя. Возможна факультативная (уведомительная) регистрация программ для ЭВМ и баз данных в исполнительном органе государственной власти по интеллектуальной собственности. Однако факт такой регистрации не имеет правоустанавливающего значения.

К ОИС также относятся:

* Топологии интегральных микросхем, охраняемые на основании закона РФ "О правовой охране топологий интегральной микросхемы интегральных микросхем" ; возможна уведомительная регистрация топологии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности путем подачи заявки на официальную регистрацию топологии интегральной микросхемы (ИМС);

* Селекционные достижения, охраняемые на основании закона РФ "О селекционных достижениях"; право на селекционные достижения подтверждается патентом, который выдается Государственной комиссией по испытанию и охране селекционных достижений;

* Товарные знаки и знаки обслуживания, охраняемые на основании закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" ; правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных договоров Российской Федерации.

1.3. Служебные изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем

В соответствии с действующим законодательством служебными признаются изобретение, полезная модель, промышленный образец, программа для ЭВМ, база данных, топологии интегральных микросхем, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Правообладателем служебного изобретения, полезной модели, промышленного образца, программ для ЭВМ, базы данных и топологий интегральных микросхем является работодатель, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. Работодателю следует определить договором или локальным актом, действующим на предприятии, порядок уведомления о созданных охраноспособных решениях.

Автору изобретения, полезной модели, промышленного образца, программы для ЭВМ, базы данных, топологий интегральных микросхем, не являющемуся правообладателем, выплачивается вознаграждение правообладателем.

Так, для изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, если работодатель сочтет созданное решение коммерчески значимым, то ему следует в течении 4-х месяцев после уведомления его работником о создании охраноспособного решения, подать заявку на выдачу патента, передать право на получение патента иному лицу или обеспечить режим ограниченного доступа к информации об этом решении. Работника следует уведомить о принятом решении. Если работодатель не совершит в указанный срок одного из перечисленных действий, то право на получение патента перейдет к автору. В этом случае работодатель в течение всего срока действия патента будет иметь право на использовании в собственном производстве служебного объекта интеллектуальной собственности с выплатой работнику - патентообладателю компенсации, определяемой на основании договора.

Если работодатель получит патент на служебное изобретение (полезную модель, промышленный образец), примет решение о сохранении в тайне информации о техническом решении, передаст право на получение патента иному лицу или не получит патент по поданной им заявке по не зависящим от него причинам, то работник имеет право на вознаграждение. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работником " автором и работодателем.

1.4. Особенности охраны результатах интеллектуальной деятельности в режиме коммерческой тайны. в т.ч. "ноу-хау"

РИД, в т.ч. созданные в ходе выполнения НИОКР, могут охраняться в режиме коммерческой тайны в качестве коммерческой тайны, в т.ч. "ноу-хау".

В ст. 139 ГК РФ определены три признака информации составляющей служебную и коммерческую тайну:

* эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

* к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

* обладатель информации принимает надлежащие меры охраны её конфиденциальности.

Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названных условий.

Примерный перечень организационных мер, направленных на обеспечение режима ограниченного доступа к РИД:

* установление приказом руководителя организации перечня объектов охраны и режима ограниченного доступа ;

* отражение в соглашениях с работниками, имеющими доступ к объектам, охраняемым в режиме ограниченного доступа, обязанностей по соблюдению режима конфиденциальности и ответственности за его нарушение;

* в случае доступа к конфиденциальной информации работников сторонних организаций в соглашениях необходимо предусматривать обязательства по соблюдению режима конфиденциальности и ответственность за его нарушение.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

Органы, которым передана информация, составляющая коммерческую тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие охрану ее конфиденциальности.

Должностные лица и служащие указанных органов не вправе без согласия обладателя информации разглашать или передавать другим лицам и органам, информацию, составляющую коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или личных целях.

По уголовному законодательству России незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, являются преступлениями в сфере экономической деятельности и влекут уголовную ответственность в соответствии со ст. 183 УК РФ.

1.5. Выбор формы правовой охраны РИД

В результате создания одного объекта техники может быть оформлено нескольких ОИС и РИД, охраняемых в режиме коммерческой тайны в качестве "ноу-хау".

При выборе формы правовой охраны необходимо учитывать:

* объект охраны (устройство, способ, художественно-конструкторское решение и т.д.);

* особенности процедуры оформления прав (получение охранного документа; передача прав по договору на объекты авторских прав);

* срок действия охраны;

* степень защищенности РИД, достигаемая выбранным способом;

* способы использования РИД;

* действия, признаваемые нарушением прав на данный вид ОИС;

* наличие альтернативных форм охраны РИД.

Выбор между патентной формой охраны и охраной в виде конфиденциальной информации в большой степени зависит от особенностей и условий использования научно-технического результата, финансовых возможностей предприятия и его технической политики, ситуации на рынке аналогичной продукции.

Особенности патентной охраны заключаются в наличии правоустанавливающих документов. Однако патентная охрана связана с раскрытием информации о запатентованном решении для неограниченного круга лиц.

Особенности охраны в режиме коммерческой тайны, в т.ч. "ноу-хау" связаны с тем, что правообладатель сам обеспечивает охрану сведений, относящихся к техническому решению. В случае нарушения режима конфиденциальности прекращаются и права на ноу-хау.

Особенности авторско-правовой охраны определяются тем, что охраняется только форма представления информации, а не содержание.

Наиболее эффективной является комплексная защита объекта техники, с применением одновременно защиты информации в режиме ограниченного доступа, патентной охраны в качестве изобретения, промышленного образца и т.п. Комплекс мер по защите техники и/или технологии зависит от конкретной разработки.

2. УРЕГУЛИРОВАНИЕ В ДОГОВОРАХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАННЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

2.1. Договоры, связанные с созданием и использованием РИД

РИД, в т.ч. способные к правовой охране, как правило, создаются в ходе выполнения договоров на выполнение научно-исследовательских (НИР), опытно-конструкторских (ОКР) и технологических работ (ТР). Также объекты авторского права, включая программы для ЭВМ и базы данных, создаются по авторскому договору заказа.

Не исключено создание РИД и при выполнении договора подряда, договора об оказании услуг, связанных с техническим обслуживанием, а также инжиниринговых услуг.

Прибрести исключительные права на ранее созданный ОИС можно на основании договора об уступке патента (для изобретений, полезных моделей и промышленных образцов) или на основании договора о полной уступке имущественных прав (для объектов авторского права).

Предоставление права на использование ОИС осуществляется на основании лицензионного договора (для изобретений, полезных моделей и промышленных образцов) или договора о частичной передаче исключительного права на объект авторского права.

При создании и использовании ОИС и иных РИД подлежат урегулированию отношения:

* между государственным заказчиком и исполнителем;

* между авторами и правообладателем (правообладателями);

* между автором и работодателем;

* между соавторами;

* между совладельцами патентов;

* между правообладателем и пользователями.

2.2. Особенности правового регулирования договоров на выполнение НИОКР по государственному контракту

Большинство РИД, в т.ч. способных к правовой охране, возникают при выполнении договоров на НИОКР.

Отношения между государственным заказчиком (далее по тексту "заказчиком") НИОКР и исполнителем регулируются главой 38 ГК РФ и иными законами и подзаконными актами, Федеральным законом N 60-ФЗ от 13 декабря 1994г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 502-р установлен комплекс мероприятий в целях осуществления контроля за проведением конкурсов на размещение заказов для государственных нужд.

В ст. 769-774 ГК РФ выделяется два вида договоров на выполнение НИОКР:

* договор на выполнение НИР, по которому исполнитель должен провести научные исследования, обусловленные техническим заданием;

* договор на выполнение ОКР (или ТР), по которому исполнителю надо разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

По договору на выполнение НИОКР одна сторона (исполнитель) обязуется выполнить определенную научную или техническую разработку в предусмотренный срок в соответствии с техническим заданием и передать ее результаты другой стороне (заказчику), которая, в свою очередь, обязуется принять эту работу (или обеспечить ее приемку), оплатить ее.

Договор на выполнение НИОКР может включать обе стадии НИОКР: НИР, ОКР (и/или ТР) или только одну из стадий.

При заключении договора на выполнения НИОКР необходимо учитывать различия между стадиями договора: НИР и ОКР (и/или ТР).

Договор на выполнение НИОКР предусматривает права и обязанности сторон, размеры и источники финансирования, необходимые материальные ресурсы и другие условия. К договору прилагаются техническое задание, календарный план с выделением этапов работ, протокол соглашения о договорной цене, обоснование договорной цены (смета затрат и расчеты по элементам сметы затрат). К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к договорам на выполнение НИОКР применяются некоторые нормы, установленные для договоров подряда.

Особенностями договора на НИОКР по сравнению с договором подряда являются следующие:

* риск невозможности исполнения договора на выполнение НИР и ОКР (ТР) несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором;

* условия договора на выполнение НИОКР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности); стороны в договоре на выполнение НИОКР имеют право использовать результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором. Если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, в т.ч. способные к правовой охране, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд;

* если иное не предусмотрено договором на выполнение НИОКР, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов.

В договор на выполнение НИОКР рекомендуется включать условия об интеллектуальной собственности, регулирующие следующие вопросы:

* разграничение прав на предшествующую интеллектуальную собственность и интеллектуальную собственность, созданную при выполнении НИОКР;

* распределение прав на созданную интеллектуальную собственность;

* права работодателя на созданную интеллектуальную собственность;

* права авторов на получение вознаграждения;

* сторону, ответственную за обеспечение технического уровня и патентной чистоты результатов работ по договору на выполнение НИОКР;

* сторону, ответственную за выявление охраноспособных результатов НИОКР и за обеспечение их правовой охраны;

* иные.

2.3. Предшествующие и созданные РИД

Предшествующие РИД " исключительные права, права на "ноу-хау", принадлежащие участникам договорных отношений и третьим лицам, использование которых необходимо для выполнения работ по договору.

Созданные РИД - исключительные права на полученные при выполнении работ по договору результаты, способные к правовой охране в качестве ОИС и права на "ноу-хау".

Исполнитель и/или заказчик, заявляющий о своих правах на предшествующую интеллектуальную собственность, должен их подтвердить путем предоставления сведений о патенте на изобретение, полезную модель, промышленный образец или договора о полной уступке имущественных прав на программу для ЭВМ, базу данных.

При определении условий договора (о цене, о распределении прав на созданную интеллектуальную собственность и т.п.) рекомендуется учитывать принадлежность исполнителю предшествующей интеллектуальной собственности.

При необходимости выполнения НИОКР с использованием объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат третьим лицам, исполнитель должен согласовать с заказчиком порядок и условия приобретения прав на их использование на основании лицензионного договора (ст. 773 ГК РФ ).

При приемке результатов выполненных НИОКР или этапа НИОКР лицом, определенным в договоре, выявляются технические и иные решения, которые могут охраняться в качестве объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ.

Исполнитель обязан гарантировать Заказчику передачу полученных по контракту результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц (ст. 773 ГК РФ ). Гарантии патентной чистоты могут быть представлены исполнителем только в отношении определенной территории (одной страны, ряда стран) и на определенный момент времени (что сторонам следует согласовать в контракте), поскольку охрана исключительных прав носит территориальный и временной характер.

Аналогично интеллектуальной собственности в договоре могут быть урегулированы отношения, связанные с информацией, охраняемой в режиме конфиденциальности ("ноу-хау").

Совместные обязанности по обеспечению конфиденциальности сведений - характерная особенность контрактов на выполнение НИР и ОКР (ТР), поскольку в противном случае результаты выполненных работ не смогут быть защищены от незаконного их использования третьими лицами и потеряют коммерческую ценность. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется сторонами непосредственно в контракте либо в приложении к контракту, являющемся его неотъемлемой частью. В контрактах на проведение НИОКР к конфиденциальной информации могут быть отнесены сведения, касающиеся не только полученных результатов, но и предмета контракта, а также хода его исполнения. При определении в контракте обязанностей сторон по конфиденциальности исключительно важно определить срок, в течение которого они будут действовать.

2.4. Распределение прав на созданные РИД

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации права на охраноспособные результаты, создаваемые в процессе выполнения работ по договору, определяются условиями договора. Отношения, связанные с созданной ИС, могут быть урегулированы:

* в договоре на выполнение НИОКР;

* в дополнительном соглашении к договору на выполнение НИОКР;

* в отдельном договоре, который стороны обязуются заключить в установленный срок после завершения договора на выполнение НИОКР.

Права на созданные результаты НИОКР могут принадлежать:

* государству в лице государственного заказчика;

* исполнителю;

* совместно заказчику и исполнителю.

В соответствии со ст. 772 ГК РФ. если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд.

При урегулировании отношений, возникающих между заказчиком и исполнителем, если они являются созаявителями/сообладателями созданной интеллектуальной собственности, необходимо соглашением сторон определить взаимные права и обязанности, относящиеся к:

* порядку принятия решения о патентовании (регистрации) охраноспособных результатов РИД;

* патентованию в России и/или за рубежом и финансированию действий, связанных с получением правовой охраны РИД;

* урегулированию отношений авторов с правообладателями;

* порядку передачи своих прав на созданный объект интеллектуальной собственности одним из созаявителей/сообладателей третьим лицам;

* коммерциализации созданной интеллектуальной собственности;

* распределению дохода, получаемого от использования созданной интеллектуальной собственности;

* и др.

В случае создания по договору на выполнение НИОКР объекта авторского права (программы для ЭВМ, базы данных и др.) исключительные права на них возникают на основании договора на выполнение НИОКР или договора на создание (разработку) программы для ЭВМ (базы данных). В договоре на выполнение НИОКР или на создание программы для ЭВМ (базы данных) должно быть явным образом определено, какой из сторон договора принадлежат имущественные права на объект авторского права, созданный по договору.

Если в соответствии с государственным контрактом право на получение патента принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, государственный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев с момента его уведомления в письменной форме исполнителем ( подрядчиком) о получении результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации получен не Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, патентообладатель по требованию государственного заказчика обязан предоставить указанному госзаказчиком лицу (лицам) неисключительную безвозмездную лицензию на использование данных изобретения, полезной модели или промышленного образца для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001г. N 1607-р, предлагается закреплять за государством права только на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности страны и те результаты, доведение которых до стадии промышленного применения принимает на себя государство. В иных случаях права на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, должны быть закреплены за организацией-исполнителем.

Примерные государственные контракты на выполнение НИР и ОКР утверждены Постановлением Правительства РФ N41 от 23 января 2004 г.

2.5. Особенности лицензионных договоров

Использование объекта интеллектуальной собственности, лицом, не являющимся правообладателем, осуществляется на основании лицензионного договора. По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

Лицензионный договор на предоставление права пользования изобретением, полезной моделью, промышленным образцом, товарным знаком подлежит обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Существует два основных вида лицензий: исключительная и неисключительная. При исключительной лицензии лицензиату передается право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. При неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

На период действия лицензионного договора должен действовать патент на объект интеллектуальной собственности, право пользования которым предоставлено по лицензионному договору.

Договор является возмездным. Следует иметь в виду, что в гражданском законодательстве под возмездным договором понимается ''договор, по которому одна сторона должна получить оплату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей'' (п.1 ст.423 ГК РФ ). В качестве такого встречного предоставления может быть выплата лицензионных платежей лицензиару, а также доля в уставном капитале предприятия. Также возмездным будет считаться договор, предусматривающий обязательства лицензиата о встречном предоставлении охраноспособных улучшений.

Лицензионный договор на предоставление права пользования товарным знаком должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

В лицензионной практике сложились две основные формы оплаты по лицензионному договору:

* паушально - производится в установленном размере единовременно или с рассрочкой платежа;

* роялти " производится поэтапно периодически в зависимости от экономического результата, получаемого пользователем (лицензиаром) от использования ОИС по лицензии, в определенном договором периоде в процентном отношении к выбранной базе роялти.

Основной особенностью процедуры заключения лицензионных договоров является возможность заключения, так называемого, опционного соглашения между обладателем исключительного права и потенциальным лицензиатом. Экономическая целесообразность этого шага объясняется необходимостью до заключения сделки убедиться в целесообразности приобретения прав на использование ОИС, принадлежащего иному лицу, в хозяйственной деятельности.

Предоставление права пользования объектом авторского права, в том числе программой для ЭВМ или базой данных, осуществляется аналогично объектам промышленной собственности. В договоре на предоставление права пользования объектом авторского права необходимо четко идентифицировать произведение, например, указать не только название программы для ЭВМ, но и ее версию.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использовать произведение определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам (п.2 ст.30 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" ).

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Права, переданные по авторскому договору считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

В договоре на предоставление права пользования программой для ЭВМ или базой данных определяются: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора. Каждое из перечисленных условий является существенным для договоров данного вида и отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность договора с даты его заключения.

Договор заключается в простой письменной форме и может быть по желанию сторон зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2.6. Договоры об уступке исключительных прав

Патентообладатель может передать исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец (уступить патент) любому физическому или юридическому лицу. В охранный документ (патент) вносится запись об изменении патентообладателя. Договор об уступке патента подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и без такой регистрации считается недействительным.

Исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральных микросхем может быть передано полностью другим физическим или юридическим лицам по договору. Договор о полной передаче исключительного права на программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральных микросхем может быть зарегистрирован по соглашению сторон в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Сведения об изменении правообладателя на основе зарегистрированного договора вносятся в Реестр программ для ЭВМ, Реестр баз данных и Реестр топологий интегральных микросхем и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

3. УЧЕТ ОИС И ИНЫХ РИД

Учет ОИС и иных РИД должен осуществляться на систематической основе на всех этапах жизненного цикла научно-технической продукции.

Для организации деятельности по вовлечению в гражданско-правовой оборот РИД необходимо создать систему учета ОИС и иных РИД принадлежащих предприятию и/или используемых им в хозяйственной деятельности.

Система учета РИД должна обеспечивать:

* ведение внутреннего учета и формирование внутренней отчетности в соответствии с порядком, принятым на предприятии;

* предоставление информации в федеральную систему учета;

* предоставление статистической отчетности на основании Закона РФ от 13 мая 1992 года N 2761-1 (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) "Об ответственности за нарушение порядка представлен государственной статистической отчетности" и Постановлений Госкомстата России.

Внутренний учет информации о РИД должен обеспечивать хранение, обработку, анализ и оперативный доступ к сведениям о РИД, принадлежащих организации и используемых ею.

В объем информации целесообразно включать:

- Сведения правового характера с учетом вида ОИС: о названии ОИС, о заявке и охранном документе, об авторах ОИС, заявителях, правообладателях, о сроке действия исключительного права и др; в рамках какого договора создан; о распределении прав на результаты работ по этому договору и т.п.;

- Сведения об использовании РИД:

1)Информация об использовании РИД правообладателем в собственном производстве: подразделения, в которых используется РИД; об экономическом эффекте от использования и др.; о размере вознаграждения авторам и лицам, содействующим созданию и использованию ОИС;

2) Информация об использовании ОИС иными пользователями: наименование пользователя, сведения о лицензионном договоре; о размере доходов по лицензионному договору; о размере вознаграждения авторам и лицам, содействующим созданию и использовании ОИС;

3) Информация об имеющихся предложениях о приобретении прав на использование ОИС, поступивших от третьих лиц: о потенциальном пользователе, об ориентировочной цене планируемого договора; об объеме запрашиваемых прав.

- Сведения об учете прав на ОИС в составе имущества предприятия, а также расходах по договорам на НИОКР

Целесообразно обеспечить хранение полнотекстовых документов (договоров, актов, приказов и т.п.), относящихся к созданию и использованию РИД на предприятии.

Статистическая отчетность предоставляется на основании Постановлений Госкомстата и в соответствии с утвержденными формами статистического наблюдения (Форма N 4-НТ (перечень) "Сведения об использовании объектов промышленной собственности за 200_ год", Форма 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" и др.).

Для комплексного решения задач, связанных с учетом РИД на предприятии рекомендуется использовать средства автоматизации. Например, автоматизированную систему управления интеллектуальной собственностью "ИНТЕЛЛЕКТУМ".

3.2. Инвентаризация ОИС и иных РИД

Инвентаризация проводится в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ и в случаях установленных локальными актами предприятия (Учетная политики, положения, приказы и т.д.).

Порядок проведения обязательной инвентаризации определен "Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N49, и "Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности", утвержденные распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России за N 1272-р/Р-8/149 от 22 мая.2002 г.

Согласно п. 1.5 "Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" проведение инвентаризаций активов обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

* перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

* при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

* при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

* в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

* при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

Инвентаризация интеллектуальной собственности предполагает:

* Сбор и обработку информации об ОИС и иных РИД, в том числе полученных в результате выполнения госконтрактов;

* Экспертизу правовой и учетной документации предприятия;

* Определение стоимости прав на ОИС и иные РИД;

* Определение оптимальных схем принятия к бухгалтерскому и налоговому учету прав на объекты интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов.

Цели инвентаризации:

* выявления фактического наличия прав на РИД, в т.ч. ОИС, сопоставления выявленных РИД с данными бухгалтерского и налогового учета;

* выявления охраноспособных технических и художественно-конструкторских решений, принадлежащих предприятию;

* выявления ОИС, фактически используемых в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия;

* определения коммерчески значимых РИД для предприятия.

К основным задачам инвентаризации ОИС и иных РИД, относятся формирование полной и достоверной информации о:

* обеспечении надежной защиты интересов предприятия и государства в области интеллектуальной деятельности;

* предупреждение нарушения прав на ОИС и иные РИД;

* определение стоимости ОИС и иных РИД;

* контроле за полным и своевременным отражением данных об ОИС и иных РИД в системе государственного, статистического, внутреннего, бухгалтерского и налогового учета.

3.3. Бухгалтерский учет и налогообложение

Нематериальные активы (НМА) - это группа активов, имеющих стоимость, но не имеющих физического содержания и обладающих общими свойствами.

Для учета объекта в составе НМА необходимо наличие исключительного права организации на ОИС.

Бухгалтерский учет нематериальных активов предполагает:

* определение оптимальных схем отражения в бухгалтерском учете прав на объекты интеллектуальной собственности,

* формирование полной и достоверной информации о НМА организации, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности,

* определение состава нематериальных активов,

* идентификацию инвентарных объектов,

* учет операций, связанных с приобретением, использованием и выбытием нематериальных активов,

* предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости,

* выбор амортизационной политики нематериальных активов,

* оценку стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности для целей бухгалтерского и налогового учета, а также определение рыночной стоимости РИД для включения их в хозяйственный оборот,

* участие в формировании политики по вовлечению ОИС в хозяйственный оборот.

При принятии решения о постановке на бухгалтерский и налоговой учет РИД, созданных за счет средств бюджета, необходимо принимать во внимание следующее:

1) права на полученные РИД должны принадлежать организации;

2) стоимость актива может быть оценена (расходы организации на создание/приобретения должны быть документально подтверждены, в противном случае актив признается безвозмездно полученным с начислением налога на прибыль);

3) ОИС, имеющие исключительные права и отвечающие требованиям п.п. 3,4 ПБУ 14/2000, учитываются в составе НМА, как для целей бухгалтерского, так и налогового учета;

4) для коммерческих организаций владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта учитывается в составе амортизируемого имущества (НМА) для целей налогового учета;

Для некоммерческих организаций общие правила учета НМА регламентированы Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

Коммерческие организации (кроме кредитных) применяют Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 91н (далее - ПБУ 14/2000), которое введено в действие с 1 января 2001 г. и Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 115н (далее " ПБУ 17/02), введенное в действие с 01.01.2003 г.

В таблице 1 приведен перечень объектов, учитываемых в составе НМА организации, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н и Положению по ведению бухгалтерского учета "Учет нематериальных активов", утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н. В соответствии с письмом Минфина РФ от 23 августа 2001 г. N 16-00-12/15 п. 55 - 57 Положения применяются в части, не противоречащей ПБУ 14/2000.

НМА относятся к внеоборотным активам организации и отражаются в бухгалтерском балансе по строкам 110 - 113.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (с изменениями от 7 мая 2003 г.) синтетический учет НМА осуществляется на счете 04 "Нематериальные активы" в первоначальной оценке, с учетом путей их поступления на баланс предприятия.

Аналитический учет по счету 04 "Нематериальные активы" ведется по отдельным объектам нематериальных активов, а также по видам расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Источники:
www.gosreglament.ru, forum.klerk.ru

Следующие бланки:

16 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения