Образец приказа о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних

Dec 16, 2017
  • 2017

Квотирование рабочих мест

"Кадровый вопрос" N 2

КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ

Вопрос трудоустройства зачастую оборачивается серьезной проблемой даже для здорового человека. Что уж говорить о людях с ограниченными возможностями - инвалидах. В представленном материале мы поговорим о квотировании рабочих мест - эффективном механизме, обеспечивающем защиту от безработицы лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

Итак, квота - это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотирование рабочих мест - установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), определяющей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения могут возникать в результате направления на работу уполномоченными законом органами работников в счет установленной квоты.

Нормативным актом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, является Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 1032-1).

На основании ст. 5 названного Закона государственная политика в области содействия занятости населения, в частности, направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы:

- инвалидов;

- лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

- лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую);

- беженцев и вынужденных переселенцев;

- граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

- граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

- граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.

В силу ст. 13 Закона РФ N 1032-1 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в частности, путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

При этом квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).

Согласно указанному Закону, а именно ст. 21, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Конкретный размер квоты устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

Например, в г. Санкт-Петербурге отношения по установлению квоты для приема на работу инвалидов регулируются Законом г. Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге". Согласно данному Закону для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников. А в Ленинградской области правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для инвалидов определены Областным законом Ленинградской области от 15 октября 2003 г. N 74-оз "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области". В силу названного Закона организациям, расположенным на территории Ленинградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников.

Примечание. Обратите внимание, что организации должны не только выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов. Кроме этого, они обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Этого требует ст. 25 Закона РФ N 1032-1.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 22 Закона N 181-ФЗ).

Обратите внимание! За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов установлена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) штраф за данное административное нарушение, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составляет для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб.

Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного согласно этой же статье влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.

А ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч. 4 ст. 14.28, ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.8 КоАП РФ. Это нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;

- на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.

Аналогичное наказание будет применено за представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Далее рассмотрим порядок квотирования рабочих мест на основе Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) и Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 742-ПП (далее - Положение N 742-ПП). Но прежде отметим, что деятельность работодателей г. Москвы в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, на что указывает Положение N 742-ПП.

Квотирование рабочих мест согласно ст. 2 Закона N 90 осуществляется, в частности, для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Итак, согласно п. 2.1 Положения N 742-ПП работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах должны встать на учет в Государственном казенном учреждении г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест" (далее - Центр квотирования).

Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателей от исполнения обязанностей, возложенных на них Законом N 90.

При постановке на учет в Центре квотирования работодатели должны предъявить сведения и нотариально удостоверенные документы, указанные в п. 2.2 Положения N 742-ПП.

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Обратите внимание, что обо всех изменениях регистрационных данных работодатель должен уведомить Центр квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию в Центре квотирования, а в случае ликвидации организации - сняться с учета, что установлено п. 2.3 Положения N 742-ПП.

Постановка на учет, перерегистрация и снятие с учета осуществляются бесплатно (п. 2.3 Положения N 742-ПП).

На основании ч. 2 ст. 4 Закона N 90, п. 2.6 Положения N 742-ПП работодатели должны создать или выделить рабочие места, в частности, для трудоустройства инвалидов. Причем создать или выделить рабочие места работодатели должны в соответствии с установленной квотой.

Обратите внимание! В силу ст. 3 Закона N 90 работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% - для трудоустройства инвалидов и 2% - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90.

При этом работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, уменьшается на соответствующую величину.

Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане-инвалиды.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 90, п. 2.7 Положения N 742-ПП трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.

В силу ч. 4 ст. 4 Закона N 90, п. 2.9 Положения N 742-ПП работодатели, подпадающие под условия квотирования, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты. Указанные сведения работодатели должны представить по форме N 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 1 марта г. N 119 "Об организации региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи".

Примечание. Обратите внимание, что Центр квотирования готовит сводные статистические и другие отчеты о выполнении работодателями установленных квот, а также предложения по вопросам квотирования рабочих мест для Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.10 Положения N 742-ПП).

Статистические отчеты, подготовленные Центром квотирования, предложения заинтересованных органов исполнительной власти г. Москвы, общественных и других объединений представляются в Департамент труда и занятости населения г. Москвы, координирующий работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.11 Положения N 742-ПП).

Центр квотирования по поручению Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве, осуществляет контроль, в частности, за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места (п. 2.12 Положения N 742-ПП).

В случае невыполнения обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест на работодателя может быть наложено административное взыскание в соответствии с Кодексом г. Москвы об административных правонарушениях.

Так, на основании ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб.;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет г. Москвы либо в бюджеты внутригородских муниципальных образований в г. Москве в порядке, установленном законом г. Москвы о бюджете г. Москвы на соответствующий финансовый год.

Отметим, что Закон г. Москвы N 45 (как следует из преамбулы к данному Закону) устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в г. Москве.

О. Берг

Эксперт журнала

Подписано в печать 10.02.

Принимаем на работу несовершеннолетнего

19 Фев 13:18

Действующее законодательство защищает детей и подростков в отношении использования их труда. ТК РФ устанавливает целый ряд дополнительных гарантий несовершеннолетним работникам. И рад бы работодатель "не связываться" с ними, а не может: в большинстве регионов установлены квоты для работников, не достигших 18-летнего возраста. Рассмотрим запреты, ограничения и льготы, о которых должна знать организация, трудоустраивающая несовершеннолетнего.

Международным пактом от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" определено, что государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом. Применение труда детей и подростков во вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни условиях должно быть наказуемо по закону (п. 3 ст. 10 Международного пакта).

В Российской Федерации приняты различные нормативные документы, защищающие права несовершеннолетних. В целом государственная политика в нашей стране направлена на защиту прав несовершеннолетних и оказание содействия занятости лицам, испытывающим трудности в поиске работы: несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Для социальной защиты несовершеннолетних предусмотрено квотирование рабочих мест (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Мнение. Александр Айдаев, юрист-трудовик (г. Улан-Удэ)

Квотированием рабочих мест занимаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7.1-1 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"). Например, в Республике Бурятия квотирование рабочих мест осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 10.06.2003 N 327-III "О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан" (далее - Закон N 327-III) и Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.10.2003 N 308 "О порядке квотирования рабочих мест для несовершеннолетних граждан в организациях, расположенных на территории Республики Бурятия" (далее - Постановление N 308).

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет свыше 15 человек, обязаны выделить рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних граждан (п. 1 ст. 2 Закона N 327-III). Однако не всех, а лишь льготных категорий. К ним относятся выпускники детских домов; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей или их законных представителей; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательных колоний или окончившие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными; дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей; дети одинокой матери (отца); дети из семьи, потерявшей кормильца; дети беженцев и вынужденных переселенцев; несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел (п. 1.2 Постановления N 308).

Квота для трудоустройства подростков устанавливается в размере до трех процентов от среднесписочной численности работников организации, но не менее одного рабочего места.

Создание квотируемых рабочих мест осуществляется по согласованию с работодателями, уполномоченным государственным органом, органами местного самоуправления в Республике Бурятия на основании договоров, заключаемых между ними в порядке, устанавливаемом Правительством Республики. Причем работодатель информируется об установлении квот не позднее трех месяцев до начала их введения. Работодатель может трудоустраивать в счет установленных квот несовершеннолетних как самостоятельно, так и по направлению центров занятости населения.

Если в организации уже работает несовершеннолетний гражданин, относящийся к льготной категории, то он учитывается при определении количества квотируемых мест. Сведения о выполнении квот по трудоустройству работодатель направляет в уполномоченный орган и центр занятости по месту расположения организации. В некоторых случаях квота может быть отменена или уменьшен ее размер. Условия невозможности выполнения квоты или уменьшения ее размера указаны в п. 2.14 Постановления N 308. Это, например, процедура санации, банкротства организаций ; ликвидация компании; аннулирование лицензии; приостановление деятельности всей организации более чем на один месяц вследствие пожара, стихийного бедствия, а также по предписаниям органов государственного надзора и контроля и иные.

Работодателю следует обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об уменьшении размера установленной квоты либо об отмене или приостановлении действия квоты с приложением копий документов, подтверждающих перечисленные условия. Последний примет решение в течение 10 дней.

Кстати, организации, выполняющие все условия соглашения с центрами занятости (гарантированное обязательство по трудоустройству молодежи на срок не менее года, а также выполнение квот по предшествующему году), получают субсидии на частичную компенсацию затрат по квотированию рабочих мест (в том числе на расходы на заработную плату в объеме не ниже минимальной) из средств республиканского бюджета.

Законодательство устанавливает довольно много запретов и ограничений в отношении работы несовершеннолетних лиц. Например, одним из ограничений при приеме на работу является возраст гражданина. В общем случае трудовой договор допускается заключать с лицами, достигшими 16 лет (ч. 1 ст. 63 ТК РФ), однако при соблюдении определенных правил можно принять на работу и более молодых работников.

Другим ограничением являются условия труда, оказывающие воздействие на здоровье и жизнь работника (ст. 265 ТК РФ). С 01.01. введены в действие Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста (СанПиН 2.4.6.2553-09), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58. Они являются обязательными для всех юридических и физических лиц, использующих труд подростков и организующих их обучение независимо от вида экономической деятельности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1.3 СанПиН 2.4.6.2553-09).

В частности, до достижения 18 лет запрещено принимать подростков на работы:

1. С вредными и (или) опасными условиями труда.

2. На подземные работы.

3. На работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это:

- игорный бизнес (Статья 265 ТК РФ, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");

- работа в ночных кабаре и клубах;

- производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами (Статья 265 ТК РФ).

Кроме того, лица, не достигшие 18 лет, не могут быть приняты:

- на гражданскую службу (Статья 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");

- спасателями в профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования (Пункт 3 ст. 9 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей");

- в ведомственную охрану (Статья 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране");

- на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами, работу, связанную с оборотом прекурсоров (Пункт 4 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 892);

- на иную работу, запрет на которую установлен внутренними должностными инструкциями, инструкциями по охране труда. Например, выступать на арене цирка при полетах в воздухе с отрывом могут подростки с 16 лет, работать в воздухе без отрыва - с 14 лет (п. 4 ст. II Постановления Народного Комиссариата Труда СССР от 05.07.1929 N 215 "Правила об охране труда работников цирка").

Гигиенические требования к условиям труда и организации рабочего места лиц, не достигших 18-летнего возраста, указаны в п. 4 СанПиН 2.4.6.2553-09.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (далее - Перечень тяжелых работ). В частности, запрещены:

1) подземные работы, выполняемые рабочими всех профессий;

2) все виды работ:

- связанные с бурением нефтяных, газовых и других скважин, а также с добычей нефти и газа;

- выполняемые рабочими, занятыми в производстве асбестовых технических изделий;

- в центрах по лечению и диагностике СПИДа;

- связанные с применением открытой ртути, пневматического инструмента;

3) работы с вредными и опасными условиями труда на химических производствах;

4) работы, выполняемые рабочими всех профессий, занятыми в производстве:

- синтетических моющих средств;

5) работы, выполняемые рабочими, занятыми в производстве:

- асбестоцементных и асбестосилитовых изделий;

- сахара;

- специй, сушеных плодов и овощей, пищевых концентратов, кофепродуктов и пряностей;

6) работы, выполняемые рабочими, занятыми:

- в табачно-махорочном и ферментационном производстве;

- в элеваторном, мукомольно-крупяном и комбикормовом производстве;

7) работы:

- в качестве выездного медицинского персонала станции (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи;

- по обслуживанию туберкулезных, инфекционных, кожно-венерических и психических больных, больных, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией;

- в детских психиатрических, психоневрологических учреждениях и учреждениях для умственно отсталых детей и детей с физическими дефектами;

- в онкологических учреждениях и учреждениях типа "хоспис";

- с ядовитыми и сильнодействующими веществами в аптеках и аптечных складах;

- с ядовитыми и сильнодействующими веществами в фармацевтическом производстве;

- в замкнутых пространствах;

- по хранению, транспортировке и уничтожению химического оружия;

- с веществами и соединениями, вызывающими аллергические заболевания в производственных условиях;

- связанные с резкой стекла и изделий из него, и другие.

Обратите внимание: если работа несовершеннолетних непосредственно связана с подъемом и перемещением тяжестей, то следует руководствоваться Нормами предельно допустимых нагрузок, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.04.1999 N 7 (см. таблицу 1). В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

Таблица 1. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, на тележках или в контейнерах

С целью обеспечения условий для реализации гражданами конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы на территории Волгоградской области, Постановлением Правительства Волгоградской области утверждена  Государственная программа Волгоградской области «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в -2016 годах (№ 767-п от 23.12.г.). Мероприятия государственной программы направлены на выполнение поставленных задач и реализуются в рамках следующих подпрограмм государственной программы:

" Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";

" Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области".

Структура и перечень подпрограмм государственной программы охватывает сферу содействия занятости населения Волгоградской области, включая вопросы социально-трудовой сферы в части обеспечения реализации на территории Волгоградской области государственной политики в области охраны труда.

Состав подпрограмм государственной программы рассчитан на комплексное развитие рынка труда Волгоградской области.

Основными направлениями подпрограммы   " Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" являются:

- Информирование о положении на рынке труда в Волгоградской области

Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда осуществляется службой занятости населения в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» и Приказом Министерства труда и занятости населения Волгоградской области «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Волгоградской области» от 08.08.г. №212-д. Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда представляется с целью удовлетворения информационных запросов работодателей и безработных граждан о состоянии и изменении рынка труда, об услугах службы занятости населения, о реализации государственных гарантий в области занятости населения.

- Организации ярмарок вакантных рабочих и учебных мест

Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест являются одним из самых эффективных способов информирования службой занятости населения об имеющихся вакансиях на рынке труда, профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, а также предоставления консультаций по вопросам занятости. Эти мероприятия позволяют создать условия для непосредственного контакта гражданина, желающего найти работу или пройти обучение, с представителями организаций, в которых имеются вакантные рабочие места, оперативно провести отбор претендентов. Кроме того, эти мероприятия помогают развитию партнерских отношений с работодателями.

В целях расширения возможности трудоустройства молодежи, служба занятости населения на протяжении последних лет продолжает организовывать и проводить ярмарки информационных услуг для выпускников учебных заведений. На информационных ярмарках выпускники знакомились с ситуацией на рынке труда, получали информацию об услугах службы занятости, о современных требованиях работодателей к потенциальным работникам, а также первоначальные навыки самопрезентации при поиске работы (советы психолога), смогли пообщаться непосредственно с представителями кадровых служб предприятий и организаций города.

- Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников

Государственная услуга осуществляется на основании Приказа Минтруда Волгоградской области «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» №150-д от 25.06.г. и Закона РФ «О занятости населения в РФ».

Главное направление деятельности государственной службы занятости - содействие гражданам в поиске подходящей работы и повышение их активности на рынке труда. Специалисты службы консультируют граждан, обратившихся в центры занятости, о вакансиях и возможностях получения работы, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам и т.п.

Получатели государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы: граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства;

Получателями государственной услуги содействия в подборе необходимых работников являются работодатели, обратившиеся за содействием в подборе необходимых работников: - юридические лица- индивидуальные предприниматели - физические лица

- Организация и проведение оплачиваемых общественных работ

Общественные работы организуются в целях обеспечения временной занятости населения, поддержки доходов безработных граждан в период поиска постоянного места работы, приобщения к труду впервые ищущих работу.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Образец приказа о квотировании рабочих мест для несовершеннолетнихОрганизация общественных работ осуществляется в соответствии с Законом РФ “О занятости населения в РФ” от 19.04.91 № 1032-1, Приказом Минтруда Волгоградской области "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ" от 27 ноября г. N 321-д и Постановлением и.о. главы администрации Волгограда “Об утверждении перечня видов общественных работ, организуемых на территории Волгограда в году” от 26.03.г. №645. Основными направлениями, по которым могут быть организованы общественные работы, являются:

  • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
  • проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
  • заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
  • строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
  • обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
  • эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
  • озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
  • уход за престарелыми, инвалидами и больными;
  • обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
  • организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
  • проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали) и другие направления трудовой деятельности.
  • Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются:

  • безработные, не получающие пособия по безработице,
  • безработные, состоящие на учете в службе занятости свыше 6 месяцев.
  • На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

    Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. Безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах по направлению службы занятости, может оказываться материальная поддержка за счет средств областного бюджета бюджета.

    Порядок проведения общественных работ и условия финансирования определяются заключенными между службой занятости и работодателем договором.

    Образец приказа о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних - Содействие самозанятости безработных граждан

    В целях обеспечения потребностей города в расширении производства товаров и услуг, увеличения возможностей занятости граждан путем развития предпринимательской деятельности, служба занятости оказывает безработным гражданам содействие в организации самозанятости.

    Самозанятость - организация безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, собственного дела с оформлением государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или созданием юридического лица.

    Содействие самозанятости безработных граждан входит в перечень государственных услуг, оказываемых службой занятости населения (ст.7.1. Закона о занятости населения) и регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.06.2008 №281н.

    В первую очередь содействие со стороны службы занятости оказывается тем гражданам, которые уже выбрали вид деятельности, продумали организацию самозанятости и уверены в эффективности этой деятельности.

    При оценке личных качеств потенциального предпринимателя принимается во внимание, имеющееся у гражданина образование, профессия, опыт работы.

    - Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы

    Служба занятости осуществляет мероприятия, способствующие занятости отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

    К этим категориям, согласно п.2 ст.5 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, относятся:

  • инвалиды;
  • лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • несовершеннолетние в возрасте до 18 лет;
  • лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
  • одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов;
  • граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
  • Образец приказа о квотировании рабочих мест для несовершеннолетнихРеализация программы «Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы» в соответствии с Законом РФ от 19.04.91г. №1032-1 «О занятости населения в РФ», Положением о финансировании из средств областного бюджета мероприятий по содействию занятости населения, утвержденном постановлением Администрации Волгоградской области от 27.02.г. Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения Волгоградской области от 29.11. №327-д.

    При наличии на предприятии временного рабочего места (или возможности его создания) между предприятием и службой занятости г. Волгограда заключается договор, согласно которому предприятие принимает на работу по направлению службы занятости безработного гражданина.

    Предприятие выплачивает работнику заработную плату, а служба занятости оказывает материальную поддержку гражданам, участвующим в указанной программе, за счет средств из областного бюджета.

    - Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время 

    Занятость подростков в свободное от учебы время - одна из наиболее важных задач, стоящих перед службой занятости. Первичная социально-трудовая адаптация подростков способствует нормальному вхождению молодежи в рынок труда.

    Задача службы занятости сделать так, чтобы свой первый трудовой опыт подростки получали легальным путем, в благоприятных условиях, в частности, на специально созданных рабочих местах.

    Однако усилиями только одной службы занятости проблему трудовой адаптации учащейся молодежи разрешить невозможно. Требуются совместные действия государственных, общественных организаций и, конечно, конкретных работодателей. На протяжении последних 7-8 лет между службой занятости населения Волгограда и Комитетом по делам молодежи администрации Волгограда установлены тесные деловые отношения. Традиционными партнерами службы занятости населения Волгограда в вопросах трудоустройства несовершеннолетних являются МУ социально-психологической помощи и поддержки молодежи «Социум».

    Кроме того, начиная с 2003г. в каждом районе города действуют специализированные муниципальные предприятия, занимающиеся трудоустройством несовершеннолетних.

    Реализация программы “Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет” проводится в соответствии с Законом РФ от 19.04.91г. №1032-1 «О занятости населения в РФ», Положением о финансировании из средств областного бюджета мероприятий по содействию занятости населения, утвержденном постановлением Администрации Волгоградской области от 27.02.г. Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения Волгоградской области от 29.11. №327-д

    Указанная программа предусматривает совместное финансирование дохода несовершеннолетнего, как со стороны работодателя, так и со стороны службы занятости. По этой схеме, совокупный доход подростка, принимавшего участие во временных работах, складывается из 2-х частей: заработной платы, выплачиваемой за счет средств работодателя, и материальной поддержки, начисляемой службой занятости за счет средств областного бюджета.

    Для участия в программе “Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет” несовершеннолетнему гражданину необходимо иметь при себе:

    Как создать рабочее место для инвалида?

    Предприятие наше немаленькое – больше 500 сотрудников, и кадровой работы, как говорится, непочатый край. А тут еще начальник озадачил проблемой: необходимо места для инвалидов создавать. Стала изучать эту тему, в результате в голове – одна каша. И, к сожалению, даже времени нет разобраться что к чему. Вот, например, «создание рабочего места для инвалида» и «квотирование рабочих мест» – это одно и то же? И еще момент. Если наш региональный Центр занятости населения направит к нам инвалида, мы будем обязаны его принять?

    Мы, конечно, поможем вам разобраться в вопросах создания рабочих мест для инвалидов. И начнем с упоминания такого важного международного документа, как Европейская социальная хартия (пересмотренная), которая была принята в Страсбурге 03.05.1996. Пункт 2 ст. 15 Европейской социальной хартии обязывает государства активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной рабочей среде и приспосабливать условия труда к потребностям инвалидов путем создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности.

    Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) содержит специальную норму, посвященную обеспечению занятости инвалидов. Согласно ст. 20 этого Закона инвалидам федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. К таким мероприятиям относят:

    ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

    Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ)

    1. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

    2. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

    3. Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

    Квотирование рабочих мест

    Согласно ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе соблюдая установленную квоту для трудоустройства инвалидов.

    В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Их число должно составлять не менее 2 и не более 4%.

    При этом надо иметь в виду, что от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации (ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

    Квотирование рабочих мест предусматривается и для несовершеннолетних инвалидов. Так, ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет обязательность осуществления квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи в возрасте до 18 лет, включая детей-инвалидов.

    Наша справка

    Правовой статус инвалида подтверждается документально.

    Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок признания лица инвалидом утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

    Квота для приема на работу инвалида - минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организации

    В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 1 00 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.

    Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

    Чтобы организовать специализированные рабочие места для инвалидов, необходимо принять дополнительные меры по организации их труда, включая:

  • адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения,
  • дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Проведение этих и иных мероприятий сопровождается дополнительными затратами (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ).
  • Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, Государственного фонда занятости населения РФ или работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

    А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

    Согласно ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неправомерный отказ от заключения трудового договора с инвалидом (в пределах установленной квоты) на руководителя организации могут наложить штраф в размере от 2000 до 3000 руб. если инвалид обратится в суд за защитой своего нарушенного права.

    Как определить требования, которым должно соответствовать специальное рабочее место? Гигиенические требования к условиям труда инвалидов устанавливаются СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30). Так, специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными и умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья.

    Работодателю возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специального рабочего места, на которое трудоустроен инвалид по направлению службы занятости (письмо Минздравсоцразвития России от 18.02. № 233/10/1-570)

    Обратите внимание: работодатели обязаны ежемесячно представлять органам занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона № 1032-1) . Конкретные сроки предоставления такой информации определяются в регионах.

    Трудоустройство инвалидов

    Учтите, что органы службы занятости направляют инвалида для трудоустройства не произвольно, а лишь с учетом критериев подходящей работы для конкретного физического лица, признанного инвалидом, и подходящая работа для инвалида, подыскиваемая ему органом службы занятости, представляет собой работу, соответствующую рекомендациям органов МСЭ, уровню профессиональной подготовки, опыту, полученному им на прежней работе, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

    Отказать в заключении трудового договора инвалиду, направленному на работу органами занятости в счет квотируемых рабочих мест, введенных в организации

    Орган службы занятости при наличии вакансий, соответствующих критериям подходящей работы для инвалида, ищущего работу, выдает направление, с которым инвалид обязан лично в течение трех дней обратиться к работодателю для решения вопроса о своем трудоустройстве, и в случае отказа работодателя в приеме инвалида на работу причина отказа фиксируется в направлении.

    При этом инвалидность не может быть причиной отказа в приеме на работу на места, специально выделенные для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

    Невыполнение квоты - это отсутствие факта трудоустройства инвалида на квотируемое рабочее место. Но при этом следует учитывать и невозможность выполнения квот по следующим объективным причинам.

    Причина 1. В связи с наличием в организации профессий и специальностей, не предусматривающих использование труда инвалидов в соответствии с действующим законодательством РФ;

    Причина 2. В связи с отсутствием необходимого числа инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости населения по месту расположения организации и имеющих соответствующие показания в индивидуальных программах реабилитации для трудоустройства на квотируемые рабочие места в конкретной организации.

    В целях содействия государственной политике обеспечения занятости инвалидов работодатели должны квотировать рабочие места и создавать специальные рабочие места для инвалидов. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в счет установленной квоты производится с учетом предложений органа службы занятости населения.

    Трудоустройство инвалидов

  • Формы заключений "Согласование квоты привличения ИРС на , годы"
  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

    Источники:
    www.hr-portal.ru, www.mosuruslugi.ru, czn.volgadmin.ru, www.pro-personal.ru

    Следующие бланки:

  • 16 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения