Приказ об утверждении формы технического плана здания 403

Jun 18, 2019
  • 2019

Приказ Минэкономразвития РФ от 1 сентября г. N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 сентября г. N 403

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЛАНА ЗДАНИЯ И ТРЕБОВАНИЙ

К ЕГО ПОДГОТОВКЕ

В соответствии с частью 10 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.22 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; , N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350), приказываю:

Технический план – единственный и обязательный документ, необходимый для проведения государственного кадастрового учета объектов капитального строительства.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, помещении, сооружении или объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого здания, помещения, сооружения или объекта незавершенного строительства сведения о части или частях здания, помещения, сооружения или объекта незавершенного строительства либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о здании, помещении, сооружении или объекте незавершенного строительства, которому присвоен кадастровый номер.

Технический план составляется на здание, сооружение, нежилое помещение, жилой дом, квартиру.

Работы по изготовлению технического плана проводятся со строгим соблюдением:

  1. ФЗ № 221 от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости»,
  2. Приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.г.№ 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке»;
  3. Приказа Минэкономразвития РФ от 23.11.г.№ 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке»;
  4. Приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.г. №583 «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке»;
  5. Приказа Минэкономразвития РФ от 10.02.г.№ 52 «Об утверждении формы технического плана объекта незавершенного строительства и требований к его подготовке».

При отсутствии указанных документов, сведения о здании, сооружении, помещении или объекте незавершенного строительства указываются в техническом плане на основе Декларации, составленной и заверенной правообладателем этого объекта недвижимости. В этом случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

О ФОРМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЛАНА ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ИЖС

Группа кадастровых инженеров и специалистов БТИ РФ обратилась в Минэкономразвития РФ с письмом следующего содержания:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

"О Требованиях по заполнению Технических планов

и Кадастровых паспортов объектов ИЖС"

Форма Технического плана здания и требования к его подготовке, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября г. №403, существенно отличаются от формы Технического плана объекта незавершенного строительства и требований к его подготовке, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 10 февраля г. №52.

Существенные отличия показателей завершенного и незавершенного объекта недвижимости имеются и в графах Кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, утвержденного приказом Минюста РФ от 18.02.2008 г. №32.

Так, площадь и этажность здания подлежат включению в Техплан и Кадастровый паспорт здания, но не отражаются в Техплане и Кадастровом паспорте объекта незавершенного строительства (далее ОНС). Вместе с тем, площадь застройки и степень готовности указываются в Техплане и Кадастровом паспорте ОНС, но не отражаются в Техплане и Кадастровом паспорте здания.

Есть отличия и в порядке обследований завершенных и незавершенных объектов.

Так, пункт 12 "Требований", утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября г. №403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке" устанавливает, что:

12. Сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта здания. Копии указанных документов, заверенные подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера. включаются в состав Приложения.

При отсутствии указанных документов сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем здания (далее - Декларация). В этом случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии, заверенные подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера. также включаются в состав Приложения.

В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.

При подготовке технического плана также используются кадастровая выписка о земельном участке, в границах которого расположено соответствующее здание, или кадастровый план соответствующей территории.

Вместе с тем, соответствующий пункт 12 "Требований", утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 10 февраля г. №52 "Об утверждении формы технического плана объекта незавершенного строительства и требований к его подготовке" устанавливает, что:

12. Сведения об объекте незавершенного строительства указываются в техническом плане на основании проектной документации или технического паспорта объекта незавершенного строительства. Копии указанных документов включаются в состав Приложения. При этом факт существования объекта незавершенного строительства подтверждается кадастровым инженером по результатам натурного обследования. Результаты натурного обследования объекта незавершенного строительства отражаются в разделе "Заключение кадастрового инженера".

В случае отсутствия указанных документов сведения, за исключением сведений о местоположении объекта незавершенного строительства на земельном участке. указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта незавершенного строительства (далее - Декларация). В этом случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения.

В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.

При подготовке технического плана также используются кадастровая выписка о земельном участке, в границах которого расположен соответствующий объект незавершенного строительства, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке - кадастровый план соответствующей территории.

Из сопоставления пунктов 12 названных "Требований" видны их следующие отличия:

- для подтверждения факта существования здания-сооружения (далее также ОКС, объект капитального строительства) натурное обследование не требуется, а для подтверждения факта существования объекта незавершенного строительства (далее ОНС) натурное обследование обязательно;

- местоположение здания можно отражать по сведениям из декларации, а для определения местоположения ОНС декларация не используется;

- копии документов на здание заверяются подписью и печатью кадастрового инженера, а копии документов на ОНС не требуют удостоверения кадастровым инженером.

Вместе с тем, согласно действующей редакции пунктов 7 и 8 Положения о техническом учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 года №921 "Об утверждении Положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства" обязательное натурное обследование объектов ИЖС для целей технического учета не требуется.

Главная существенная разница в том, что здание считается завершенным объектом, а ОНС считается строящимся и не подлежащим эксплуатации до завершения строительства. Однако ни "Требования" по приказу №403, ни "Требования" по приказу №52, не содержат указаний о порядке отнесения объектов недвижимости к завершенным или незавершенным, что не позволяет обоснованный выбор формы Техплана по отношению к зданиям не имеющим документов о вводе в эксплуатацию, в т.ч. к одноквартирным жилым зданиям (далее ИЖС), для которых в соответствии с законом разрешение на ввод в эксплуатацию не требуется до 1 января г.

Нет указаний о порядке и основаниях отнесения объектов недвижимости к завершенным или незавершенным и в приказе Минюста РФ от 18.02.2008 г. №32 об утверждении формы Кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, что лишает организации технической инвентаризации нормативных оснований для заполнения определяющей главной строки "Вид объекта недвижимого имущества" Кадастрового паспорта для объектов ИЖС (пункт №1 Требований по заполнению Кадастрового паспорта).

Неверная квалификация здания, завершенный ОКС или незавершенный ОНС, влечет ошибочный выбор формы Техплана и ошибочное заполнение форм Техплана и Кадастрового паспорта, что в свою очередь влечет отказы в приемке документов для кадастрового учета и применение санкций, вплоть до отзыва Аттестата у кадастровых инженеров и отзыва аккредитации у организаций технической инвентаризации.

Различие порядка освидетельствования объектов, с выходом в натуру или без выхода в натуру, создает для аккредитованных БТИ РФ ситуацию заведомой виновности: по постановлению №921 выход в натуру квалифицируется как излишнее требование влекущее отзыв аккредитации, а составление Техплана на незавершенный объект без освидетельствования в натуре является нарушением приказа Минэкономразвития от 10 февраля г. №52, что также влечет отзыв аккредитации.

Так, по названным причинам, Управление Росреестра по Пермскому краю, своим приказом №279 от 31.08. года "Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по Пермскому краю", лишило аккредитации муниципальное унитарное предприятие "Верещагинское БТИ", якобы за неверное заполнение Кадастровых паспортов на четыре объекта ИЖС, которые "Верещагинское БТИ" не имело ни прав, ни оснований квалифицировать как завершенные или незавершенные.

С учетом изложенных фактов просим Министерство экономического развития РФ:

1. Указать нормативный акт на основании которого кадастровые инженеры имеют право и обязаны квалифицировать объекты ИЖС как завершенные или незавершенные;

2. Указать нормативный акт, на основании которого аккредитованные организации могут требовать от заказчиков Технических паспортов, кадастровых паспортов и Технических планов обязательное проведение натурных обследований незавершенных объектов ИЖС в переходный период до 1 января года.

Подписи (имеются на первом экземпляре коллективного письма ):

Примечание АНО БТИ

Дирекция АНО БТИ предлагает кадастровым инженерам и специалистам БТИ РФ, согласным с содержанием приведенного письма, написать в МЭР РФ свое письмо аналогичного содержания или поставить свою подпись под этим коллективным письмом путем выдачи доверенности своему представителю из СРО или ФСИ .

Кашу на молоке маслом не испортишь, а не хочешь потерять молоко - покрепче привяжи корову!

РАЗЪЯСНЕН СПИСОК ДОКУМЕНТОВ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ПОДГОТАВЛИВАЕТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПОСТАНОВКИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ПОМЕЩЕНИЯ

В случае если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, технический план должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании декларации.

Об этом Письмо Минэкономразвития России от 29.11. N ОГ-Д23-15744.

В соответствии с ч. 4. 4.1 ст. 25. ч. 8. 11 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-Ф ''О государственном кадастре недвижимости'' (далее - Закон о кадастре), если здание или сооружение не поставлено на государственный кадастровый учет, постановка на государственный кадастровый учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на государственный кадастровый учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на государственный кадастровый учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для государственного учета документы. Правила настоящей части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.

Орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).

Форма и Требования к подготовке технического плана здания утверждены Приказом Минэкономразвития России от 01.09. N 403 (далее - технический план здания). Однако действующая форма технического плана здания не позволяет одновременно отразить сведения о многоквартирном доме и помещениях в нем.

Таким образом, технический план многоквартирного дома не содержит информации, необходимой для осуществления кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме.

В настоящее время Департаментом недвижимости разрабатывается проект приказа Минэкономразвития России ''О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября г. N 403'', которым предусматривается внесение изменений в форму технического плана здания и реализуется возможность подготовки технического плана многоквартирного дома, содержащего одновременно сведения о помещениях в таком многоквартирном доме, в том числе составляющих общее имущество такого многоквартирного дома.

Планируемая дата вступления в силу вышеуказанных изменений - 30 июня г.

До внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие форму и Требования к подготовке технического плана здания, по мнению Департамента недвижимости, для целей государственного кадастрового учета многоквартирного дома и помещений в нем возможно представление в орган кадастрового учета технического плана здания и технических планов помещений, расположенных в таком многоквартирном доме. В указанном случае государственный кадастровый учет многоквартирного дома и помещений в нем будет осуществляться одновременно.

Вместе с тем вышеуказанные положения Закона о кадастре не содержат запрета на осуществление государственного кадастрового учета отдельно многоквартирного дома и отдельно каждого помещения в таком многоквартирном доме.

Необходимо отметить, что позиция Росреестра совпадает с мнением Департамента недвижимости по указанному вопросу.

В соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января г. технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Согласно п. 11 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 29.11. N 583 (далее - технический план помещения), сведения о помещении указываются в техническом плане на основе проектной документации на здание (сооружение) или технического паспорта помещения. Копии указанных документов, заверенные подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера, включаются в состав Приложения.

При отсутствии указанных документов сведения о помещении указываются в техническом плане на основе декларации. В этом случае декларация, в соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона, является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта - проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Частью 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых выдачи разрешения на строительство не требуется.

Таким образом, в случае если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, технический план должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании декларации.

Вместе с тем обязанность кадастрового инженера принять все доступные меры по получению проектной документации и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Законом о кадастре не предусмотрена, равно как Закон о кадастре не освобождает кадастрового инженера от необходимости использовать для подготовки технического плана предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации для соответствующих случаев документы.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03. N 175 ''Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию'', вступившим в силу с 12 марта г. установлено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями ст. 41 Закона о кадастре.

Таким образом, повторное изготовление технического плана на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с указанной даты, по мнению Департамента недвижимости, нецелесообразно.

С учетом изложенного, по мнению Департамента недвижимости, в случае, если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано уполномоченным органом до 12 марта г. подготовка технического плана должна осуществляться на основании в том числе проектной документации и (или) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В случае если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано после 12 марта г. то технический план может быть подготовлен на основании проектной документации.

Кроме того, сообщаем, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре с 1 января г. для постановки на государственный кадастровый учет здания, сооружения вместо технического плана может представляться копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Правило п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре в части возможности представления копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вместо технического плана данного объекта применяется при условии, если разрешение выдано после дня вступления в силу Закона о кадастре ( ч. 7 ст. 47 Закона о кадастре).

При этом в соответствии с ч. 1. 2 ст. 43 Закона о кадастре положения Закона о кадастре в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства применяются с 1 января г. Таким образом, возможность представления для постановки на государственный кадастровый учет здания, сооружения копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вместо технического плана применяется с 1 января г. Вместе с тем в настоящее время форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698. Однако в составе сведений разрешения отсутствуют сведения о зданиях и сооружениях, предусмотренные ст. 7 Закона о кадастре, что, в свою очередь, не позволяет в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи.

При этом Минстроем России принят приказ ''Об утверждении формы разрешения на строительство и формы на ввод объекта в эксплуатацию'', в соответствии с которым форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должна содержать сведения, необходимые для государственного кадастрового учета здания, сооружения без участия правообладателя. В настоящее время обеспечивается Минстроем России его государственная регистрация в Минюсте России.

При этом обращаем внимание, что кадастровый инженер несет ответственность за качество выполняемых кадастровых работ, в частности, п. 4 ч. 7 ст. 29 Закона о кадастре предусмотрено аннулирование квалификационного аттестата кадастрового инженера в случае принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Законом о кадастре, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке).

Кроме того, за внесение заведомо ложных сведений, в том числе и в технический план, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, лицо, осуществляющее кадастровую деятельность, несет административную ответственность ( ч. 4. ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ч. 10 ст. 41 Закона о кадастре установлено, что требования к определению площади здания или помещения устанавливаются органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Требования к определению площади здания, помещения утверждены Приказом Минэкономразвития России от 30.09. N 531 (далее - Требования к определению площади здания, помещения).

Согласно п. 1 Требований к определению площади здания, помещения площадь и общая площадь здания определяются как площадь простейшей геометрической фигуры (прямоугольника, трапеции, прямоугольного треугольника и т.п.) или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур.

Пунктом 5 Требований к определению площади здания, помещения установлено: площадь помещения определяется как сумма площадей всех частей такого помещения, рассчитанных по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на высоте 1,1 - 1,3 метра от пола.

Кроме того, как указывалось ранее, в ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре перечислены документы, на основании которых в техническом плане указываются сведения о помещении.

Следует отметить, что согласно п. п. 23. 30 Требований к техническому плану помещения установлено, что значение площади помещения в техническом плане указывается в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра. При этом при проведении кадастровых работ площадь помещения не вычисляется, соответствующая строка графы 3 таблицы раздела ''Характеристики помещения'' заполняется в соответствии со сведениями об общей площади помещения, указанными в разрешении на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации, техническом паспорте или декларации.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Источники:
www.meridian56.ru, holding-kit.msk.ru, www.anobti.ru, subschet.ru

Следующие бланки:

18 июня 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения